Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История предпринимателя Аарона Фейерштейна, который своим примером показал, что именно Талмуд вкладывает в понятие «быть человеком»

В декабре 1995 года бостонские журналисты прозвали Аарона Фейерштейна «Менчем из Молден Миллз». В английском языке изначально не было слова «менч», оно было заимствовано из идиша и для американцев стало иметь то же значение, что и для евреев. Менч — это не просто человек как homo sapiens. Это человек честности и чести. Это тот, про которого говорит трактат «Авот»: «В месте, где нет людей, старайся быть человеком».

Аарон Фейерштейн был владельцем текстильной фабрики в штате Массачусетс. Фабрику «Молден Миллз» основал в 1906 году еще его дед, Генри Фейерштейн, иммигрант из Венгрии, и передал ее в наследство своему сыну, а тот — своему сыну, Аарону.

Вечером 11 декабря 1995 года в одном из цехов фабрики взорвался котел. Ударная волна вывела из строя только что установленную спринклерную систему, которая должна была потушить возгорание. А ветер, дувший в ту ночь со скоростью 20 метров в секунду, перенес пожар на три других здания. Пожар бушевал в течение 16 часов, более 30 рабочих было ранено. Почти вся фабрика сгорела дотла, кроме отделочного цеха, который подлежал восстановлению.

Предприятие «Молден Миллз» было одним из крупнейших работодателей в штате. 3000 сотрудников фабрики должны были остаться без работы, это было очевидно для всех. Ведь уже с 1980-х годов в Массачусетс шла волна сокращений крупных компаний и перевода производств в страны третьего мира.

Аарону Фейерштейну было 70 лет. От него ожидалось, что он получит страховку и в покое доживет свой век. Но он поступил иначе. Он тут же принял решение восстанавливать сгоревшую фабрику — и продолжать выплачивать всем своим работникам полную заработную плату в течение трех месяцев.

Удивленные журналисты стали спрашивать у странного бизнесмена, бросающего деньги на ветер, чем он руководствуется в своём решении, и тот спокойно объяснил им:

— Мой отец был религиозным евреем, соблюдающим заповеди. Он учил меня, и я помню это до сих пор: «Там, где нет людей, старайся оставаться человеком». Это значит — будь порядочным человеком даже в условиях морального вакуума. Отец велел нам так поступать, и это то, что я стараюсь делать.

Позже, уже в телестудии, ведущий обратился к Фейерштейну:

— Некоторые говорят, что правильнее было бы вам, в ваши 70 лет, взять страховку и уйти на пенсию.

Тот ответил вопросом на вопрос:

— И что бы я делал с этими деньгами? Ел бы больше? Купил бы еще один костюм? Вышел бы на пенсию и умер? Нет, я об этом и не думал. Для меня это не было опцией. Сказано в Талмуде, что нам не позволено угнетать рабочего человека, потому что он беден и нуждается, будь он евреем или неевреем. У меня есть ответственность перед работниками и перед обществом. Куда бы делись 3000 безработных? Кто бы принял их?

Решение Фейерштейна обошлось ему в 25 миллионов долларов — и в материальном смысле себя не оправдало. В 2001-м году его компания объявила себя банкротом, но смогла восстановиться с помощью кредиторов и государственных субсидий. В конечном итоге, Фейерштейну пришлось покинуть компанию, а в 2007 году она была вынуждена признать свое окончательное банкротство.

Историю «Молден Миллз» до сих пор изучают в американских бизнес-школах в качестве редкого примера того, как руководитель поставил сочувствие к сотрудникам выше личной выгоды. Существует и другой взгляд на поступок Фейерштейна: что острое желание сделать что-то принципиальное сразу после пожара каким-то образом ослепило его и не позволило подумать о долгосрочной перспективе.

На самом деле, всё совсем наоборот, и Аарон Фейерштейн думал как раз о долгосрочной перспективе, а именно о том, что все наши поступки в конечном итоге будут взвешены, и сделанное нами добро будет вознаграждено, а совершенное зло — наказано.

Фейерштейн благополучно прожил еще четверть века и умер в 2020 году. К нему время от времени обращались с вопросом: «Как бы вы поступили тогда, сразу после пожара, если бы знали, что всё так обернется?» И он неизменно отвечал: «Я поступил тогда правильно. Тора учит нас, как мы должны жить. Я научился видеть в работнике — человека, а не только пару рук. Я все время помнил о том, что я должен возвеличить Имя Вс-вышнего и не допустить хилуль Ашем, осквернения Его Имени».

Надо сказать, что фабрика Молден Миллз первой начала производство особенной синтетической ткани, способной согреть в любой мороз. Сейчас уже производится множество синтетических материалов под разными торговыми марками, и было ли предприятие Фейерштейна новатором в этом деле или нет, перестало иметь значение. И в Грядущем Мире, и в памяти людей, живущих в этом мире, руководитель фабрики останется тем Человеком, который прославил Имя Вс-вышнего.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…