Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие антиеврейские законы их создатели оправдывали экономической или политической необходимостью. А как насчет More Judaico — клятвы, которую евреи вплоть до XIX века приносили в судах европейских городов, стоя на окровавленной свиной шкуре?

Нас изгоняли из Англии, Испании, Португалии, Германии — мрачные были времена, дикие нравы. Мы не имели права приближаться к крупным российским городам, специально для нас там придумали «черту оседлости». Гетто, немыслимые налоги и запреты для евреев на протяжении веков сопровождали нас, где бы мы ни нашли пристанище.

Многие антиеврейские законы их создатели оправдывали экономической или политической необходимостью. А как насчет More Judaico — клятвы, которую евреи вплоть до XIX века приносили в судах европейских городов, стоя на окровавленной свиной шкуре?

Столетия без прав

«Еврейская присяга» — далеко не единственный обычай, который, будучи введен в Средние века с единственной целью — унизить евреев, — продолжал существовать вплоть до середины XIX века.

В Марокко евреи были обязаны снимать обувь на тех улицах, где находились мечети, а кроме того, евреям запрещалось ездить на лошадях. В районе Атласских гор евреи жили в качестве крепостных, и местные шейхи и богачи продавали и покупали еврейских ремесленников.

В середине XIX века еврейский путешественник Исраэль Джозеф Бенджамин писал о жизни персидских евреев: «ибо они считаются нечистыми существами… Под предлогом того, что они нечисты, к ним относятся с величайшей строгостью, и если они выходят на улицу, населенную мусульманами, их забрасывают камнями и грязью… По той же причине им запрещено выходить на улицу во время дождя; говорят, что дождь смоет с них грязь, которая запачкает ноги мусульман… »

В Риме лишь в 1847 г. евреи были избавлены от унизительного участия в карнавалах. В разные эпохи евреев в дни римских карнавалов заставляли то бегать наперегонки в полуголом виде, то проезжать по центру столицы на ослах, сидя лицом к хвосту.

Так называемая «еврейская клятва» была введена в том же самом Риме, в VI веке нашей эры. Ее истинное предназначение было в том, чтобы напугать евреев и указать им на то, что они относятся ко «второму сорту». Хотя формальный повод для проведения этого ритуала римляне нашли.

«Обеты не будут обетами»

Раз в году, в Йом Кипур, во всех синагогах служба начинается с молитвы «Коль Нидрей», где есть такие слова: «Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, … — мы во всех них раскаиваемся… Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут признаны обязательствами, а присяга — присягой».

Суть этой молитвы хорошо известна евреям: если кто-то из нас поклянется в чем-то, что несовместимо с Торой, то такая клятва объявляется недействительной перед Небесами.

Когда еврейские мудрецы решали, включать ли «Коль Нидрей» в порядок молитв на Йом Кипур, большинство было против, и они имели для этого основания. Ведь уже повсеместно в нееврейских судах вводили особую «еврейскую присягу», ссылаясь на то, что обещания евреев ничего не стоят, — вот же, они раз в году прилюдно отрекаются от всех своих обетов!

На самом деле, «Коль Нидрей» освобождает лишь от тех обетов, которые человек принял на себя добровольно и которые касаются отношений между человеком и Богом. Обещания, данные другим людям, и судебные присяги не могут быть отменены молитвой «Коль Нидрей».

«По еврейскому обычаю»?!

И тем не менее, с VI по XIX век в разных городах Европы евреев, которые должны были предстать перед судом, подвергали особой форме присяги. Называлась она More Judaico, что на латыни означает «по еврейскому обычаю», хотя правильнее было бы ее назвать «по юдофобскому обычаю».

Византийского императора Юстиниана I считают одним из наиболее выдающихся монархов раннего средневековья. По его повелению были пересмотрены законы римского права и разработаны на их основе новые законы — свод Юстиниана. Целых 42 закона в этом кодексе были посвящены евреям.

Отношение Юстиниана к иудеям было однозначным: при нем было снесено множество синагог, а в остававшихся синагогах запрещалось читать Тору на иврите — только на греческом или латинском. Впоследствии Юстиниан запретил и Талмуд.

Юстиниан постановил, что ни евреи, ни еретики не могут быть допущены в суд в качестве свидетелей против христиан. Не все правители-христиане принимали это постановление. Каролингские короли, например, в IX веке призывали свои суды относиться к евреям и христианам как к равным. Князь Фридрих II (в XIII веке) требовал, чтобы евреи клялись Торой. И так же поступали в судах Англии, Португалии и Венгрии.

В самой же Византийской империи, чтобы запугать евреев и «отучить их от лжи», был разработал особый ритуал. Еврей должен был опоясаться терновым венцом и произносить клятву, стоя в воде и держа руку на книге Берешит, завершив свою присягу словами о том, что, если он лжет, пусть его поглотит земля, как Датана и Авирама.

Кодекс города-коммуны Арль в Провансе гласил, что терновый венец следует надеть присягающему на шею, а между его ног поместить шип длиной в пять локтей.

В Швабии еврей должен был стоять на окровавленной шкуре ягнёнка. В Силезии — на стуле без одной ножки. Не удержавшись на стуле и упав, еврей должен был платить штраф; если падал в четвёртый раз — проигрывал дело.

В большинстве городов в тексте клятвы были перечислены все проклятия, какие только есть в Торе: от египетских казней до проказы Гехази. В той или иной форме присяга More Judaico сохранялась: до 1869 года — в Пруссии, до 1858 года — в Хорватии, до 1860 года — в России. В Румынии вопрос о том, нужно ли приводить к присяге евреев по особому обычаю, обсуждался даже в 1902 году!

Молодой раввин и просвещенная Франция

Во Франции присяга More Judaico была упразднена раньше, чем в большинстве европейских стран, — в 1839 году, благодаря усилиям молодого раввина Лазаря Исидора. Позже он станет главным раввином Парижа, а тогда это был 24-летний выпускник ешивы города Меца, недавно приступивший к своей первой раввинской должности в городе Пфальцбург, в Лотарингии.

Рабби Исидор был из «современных», просвещенных, раввинов и до некоторых пор полагал, что живет в стране, где Наполеон отменил всякую дискриминацию по отношениям к евреям еще во время Французской революции. Поэтому он был поражен требованию властей провести в его синагоге этот средневековый ритуал. Сам прихожанин, которому было приказано принести клятву «по еврейскому обычаю», не противился этому. Но рабби Исидор наотрез отказался открыть двери синагоги для этого действия, которое, по его словам, осквернит синагогу тем, что в ее стенах будет произведено оскорбление достоинства еврея.

Франция к тому моменту уже сорок лет официально считалась страной «свободы, равенства и братства». И все же против рабби Исидора было выдвинуто обвинение в неуважении к суду. Молодой адвокат Адольф Кремьё взялся защищать раввина в суде — и выиграл дело. А через несколько лет — в марте 1846 г. — Верховный Суд Франции наконец признал присягу More Judaico противоречащей Конституции.

* * *

На протяжении столетий евреев заставляли участвовать в этом бесчеловечном спектакле, объясняя это тем, что «евреи не могут понять важность принятия присяги поднятой вверх рукой». Пока мы не имели ни своей страны, ни надежды ее в обозримом будущем обрести, образ еврея, лишенного достоинства, униженного и бесправного был как будто принят всем миром — и даже самими евреями.

Но с XIX века история начала развиваться с невиданной раньше скоростью. В 1808 году на Святую Землю взошли ученики Виленского Гаона. С конца XIX века начало набирать обороты и светское сионистское движение, и движение религиозного сионизма. 1917 год — Декларация Бальфура. 1948 год — провозглашение Государства Израиль, после чего Вс-вышний начал собирать Своих изгнанников на той земле, которую Он им заповедовал.

В наши дни в Израиле живет более 7 миллионов евреев, более половины из которых соблюдают заповеди. XXI век стал еще богаче событиями, в результате которых образ забитого и гонимого еврея совершенно потерял актуальность. И хотя Окончательное Избавление еще впереди, уже сейчас Израиль и народ Израиля воспринимаются миром совершенно иначе. Значит, недалек и тот день, когда мир поймет, в чем избранность народа Торы. Той Торы, которой человечество обязано существованию вечных нравственно-этических норм, в том числе — и заповеди «не лжествидетельствуй»…

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…