Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В память о раве Овадии Йосефе, великом знатоке Торы и лидере сефардского еврейства

Элиша живет в поселке Хиспин, это на юге Голанских высот. Он работает с молодыми солдатами-эмигрантами, рассказывает им об Израиле и иудаизме. Однажды Элиша возвращался домой в переполненном междугороднем автобусе. В Афуле многие вышли, стало посвободнее. Вошел только один пожилой человек. Длинная белая борода, черная шляпа, длинный черный лапсердак — значит, раввин, скорее всего, даже даян (судья в религиозном суде). Так подумал мельком Элиша, отворачиваясь к окну, но человек, уловив на себе его взгляд, занял место рядом с Элишей.

Заметив кипу на его голове, раввин сразу же завел с ним беседу о недельной главе Торы. С этой темы они перешли на Даф а-Йоми (ежедневную страницу Талмуда), а потом принялись обсуждать детали какого-то еврейского закона. Время в дороге прошло незаметно. Автобус приближался к Тверии, когда раввин сказал:

— Мне скоро выходить, а я еще хотел спросить тебя, чем ты занимаешься.

Элиша рассказал ему о молодых людях, с которыми он работает, о том, как многие из них были оторваны от Торы и традиционного иудаизма.

Раввин помолчал и сказал:

— В следующем месяце будет 25 лет, как я работаю даяном, религиозным судьей. Но не думай, что я всегда был таким, — он легким движением прикоснулся к своей шляпе и улыбнулся. Я не рос в религиозной семье. Мои родители пережили Катастрофу. Они очень любили меня, но… Как тебе сказать? И отец, и мать были просто эмоционально неспособны выразить эту любовь. У нас дома все было очень тихо, строго, сухо… Не хотелось туда приходить. Вот и получилось, что я практически вырос на улице. Да, друзья у меня были — ой-ой-ой… Все мы ходили по краю — еще чуть-чуть, и каждый мог стать преступником.

Мы жили недалеко от синагоги, а по соседству с ней был пустырь, где мы с друзьями часами болтались. Когда мы играли там в футбол, то мяч постоянно приземлялся во дворе синагоги, а один раз даже угодил в окно. Мы, конечно, убежали, нас не успели поймать.

Это случилось в один из шабатов. Мне было тогда 15 лет. Я как-то особенно сильно ударил по мячу, он пролетел через ограду синагоги — и попал прямо в голову раввина, который как раз в ту секунду выходил из дверей. Мы с друзьями загоготали, видя, как шляпа «этого доса», подобно летающей тарелке, пролетела метров пять и упала в пыль.

Раввин поднял свою шляпу, подошел ко мне. Я вгляделся в него и увидел, что он совсем молод. Раввин собирался что-то сказать, но я, как в нашей компании было принято, опередил его дерзостью, которая в тот момент пришла мне на ум: «Шаббат шалом! Ваша честь хочет сделать для нас кидуш или, может быть, желает присоединиться к нашему футбольному матчу?» Раввин на мою тираду не отреагировал. Он только спросил: «Где твои родители?», а я с саркастической ухмылкой процедил: «Они умерли!» — и оглянулся на друзей, которые, как я надеялся, были впечатлены моим остроумием.

Раввин сказал: «Пойдем со мной». Это было похоже на какую-то игру. Не знаю почему, но я пошел с ним, на ходу изобретая, как поудачнее потом пересказать друзьям свой «визит к раву», какую шутку можно будет отколоть, и как они будут смеяться. Мы добрались до его дома. Он вошел, я за ним. Он сделал кидуш и дал мне попить виноградного сока. Затем он спросил меня: «Ты голоден?» «Если честно, умираю от голода!» — ответил я.

Жена раввина тут же принесла для меня приборы, раввин подвинул к столу еще один стул. Мне дали тарелку с едой. Я не помню, что именно было в тарелке, но я ел как человек, который неделю не видел никакой пищи. Раввин ел очень мало. В основном, он просто смотрел, как я жую, произнеся за всю трапезу лишь несколько фраз. Только спустя годы я понял, что в тот шабат я, скорее всего, съел его порцию.

Когда я закончил есть, он спросил меня: «Ты устал?» «Ужасно устал», — ответил я. Раввин отвел меня в комнату, где стояли две кровати, указал на одну из них, я лег и мгновенно заснул. Когда я проснулся, за окном уже было темно — закончилась суббота. Раввин спросил меня: «Что ты хочешь делать сейчас?» «Я хотел бы пойти в кино, но у меня нет денег» — «Сколько стоит билет?» — «Полторы лиры». Раввин дал мне полторы лиры и сказал: «Завтра приходи снова».

Я пришел на следующий день, и на следующий, и на следующий. Я ел и получал деньги на кино, день за днем. Через какое-то время я узнал, что, кроме меня, тот раввин подбирал с улицы еще многих ребят — просто чтобы накормить их. Рабби начал учить меня иудаизму, и я не хотел быть неблагодарным, поэтому я слушал. Я узнал об омовении рук перед едой, о молитвах и законах Шаббата. Он купил мне пару тфилин. Он учил со мной Хумаш, Мишну и Алаху. В конце концов я так полюбил эту учебу, что поступил в ешиву, потом сам стал раввином, а после — даяном, религиозным судьей. Мой рабби и меня женил, и моих детей женил, и даже был сандаком на обрезании моих внуков.

Когда автобус въехал в Тверию, пожилой человек закончил свой рассказ.

— Так что никогда не отказывайся от своих подопечных, Элиша. Посмотри, с чего я начинал и что со мной стало. Просто люби их, люби их так, как будто они твои собственные дети. Тогда ты добьешься успеха.

Раввин встал, готовясь к выходу из автобуса.

— Подождите! А как звали того раввина, который…

— Как? Я разве не назвал его имя? Рабби Овадия Йосеф, конечно.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…