Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разъясним сказанное: «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния, и благочестивые Твои благословят Тебя» с помощью разъяснения стиха: «Как величественны деяния Твои, Б-г, очень глубоки помыслы Твои».

Притча.

Выросло дерево высотой более 100 амот (более 50 метров) и в глубину его корни уходят тоже 100 амот. Можно разделить смотрящих на это дерево на три группы. Невежа и глупец не удивится величине дерева, так как решит, что все деревья вырастают на такую высоту. Человек, у которого есть немного ума в голове, остановится и посмотрит на необычное зрелище. Мудрый же человек сможет оценить и глубину, на которую это дерево пустило корни, и толщину этих корней, и будет поражен увиденным.

Таким был и помазанник Б-га (царь Давид). Он видел все: «Как величественны деяния Твои» — это то, что видно снаружи, невооруженным глазом. «…очень глубоки помыслы Твои» — то, что скрыто от глаз. И продолжает царь Давид: «Человек невежественный не знает, и глупец (ксиль) не поймет этого»[1] (слово ксиль созвучно слову ксалим — так в книге Ваикра[2]называются определенные части животного, покрытые и пронизанные жиром — прим.). Слово ксиль согласно толкованию мудрецов, — это человек, который может действовать умом, когда пожелает, как сказано[3]: «Это люди обладающие знаниями, но эти знания заплыли жиром». Такой человек — ксиль, не желает вдумываться и пытаться понять причину вещей и цель Творения. Он обращает внимание только на то, что видят его глаза. Поэтому и сказано про него: «.и глупец (ксиль) не поймет этого» — не поймет сказанного перед этим: «.очень глубоки помыслы Твои». Но его глаза способны увидеть: «Как величественны деяния Твои.». Большинство людей могут судить о деяниях Творца из того, что видят, и потому «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния.». А «.благочестивые Твои благословят Тебя» — им не нужно наблюдать внешние проявления величия Творца, так как они познают Его величие и без них. Сказал царь Давид, что они «О славе царства

Твоего говорить будут, и о мощи Твоей расскажут»[4].

Притча.

Какое различие между родителями жениха и невесты и гостями, приглашенными на свадьбу? Родители радуются тому, что удостоились женить своих детей, и эта радость является причиной праздничной трапезы. Но гости изначально не испытывают особой радости, им требуется сначала поесть вкусной еды и выпить вина, чтобы повеселеть.

Смысл этой притчи в том, что благочестивые люди пребывают в радости от любви к Всевышнему, и не нуждаются в рассказах о Его величии и могуществе, чтобы пробудит эту любовь. Наоборот, эта радость приводит к тому, что они рассказывают о величии Творца, чтобы восхвалять Его. Ведь не могут же они восхвалять Его молча. Об этом и сказано: «О славе царства Твоего говорить будут…» — из радости, а потому — и продолжает стих: «.и о мощи Твоей расскажут». Если они захотят рассказать другим о величии Б-га и научить их Его могуществу, то сначала должны говорить о могуществе, и тогда люди проникнутся величием Б-га: «Возвещать людям мощь Его и славу великолепия царства Его»[5]. И это то, что сказано раньше: «Из поколения в поколение восхвалять будут деяния Твои.»[6], а потом: «.и о мощи Твоей расскажут». Но я (царь Давид — прим.) поступаю не так. Сначала: «О великолепии славы и величия Твоего.», а потом: «о чудесных деяниях Твоих расскажу»[7] — сверху вниз (то есть, в своей мудрости и праведности царь Давид постиг, что корень всего происходящего в мире — желание Творца. А потом он говорил о том, что все поисходящее в мире раскрывает Царя — прим.). Но осталась часть людей в мире, путь подъема которых по ступеням мудрости — снизу вверх (то есть, через видимые события нашего мира постичь, что нет в нем случайности, а все делается с ведома Б-га. Через это они поднимаются и постигают, что у всего в мире один источник — воля Творца — прим.), а потому сначала требуется: «Возвещать людям мощь Его.», а уже потом: «.и славу великолепия царства Его». Затем царь Давид привел обобщение мощи Б-га: «Царство Твое — царство вечное.

поддерживает Б-г всех упавших.»[8].


[1] Теилим 92:7

[2] Ваикра 3:4

[3] Шабат 31

[4] Теилим 145:11

[5] Теилим 145:12

[6] Теилим 145:4

[7] Теилим 145:5

[8] Теилим 145:13-14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…