Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Посох, который был создан в сумерки в канун шабата, был передан Адаму в Ган Эден. Адам передал его Ханоху, Ханох передал Метушелаху, а от Метушелаха посох попал к Ноаху

В пятый раз Бог спустился на землю в кусте (когда впервые открылся Моше), как сказано: «И спустился Я, чтобы спасти его от рук Египта»[1]. А куст был весь покрыт колючками. Почему же Бог спустился именно туда? Поскольку еврейский народ очень страдал, Всевышний хотел показать, что Он находится в беде вместе с народом, как сказано: «А все их беды доставляют Ему страдания»[2].

Сказал раби Леви: посох, который был создан в сумерки в канун шабата, был передан Адаму в Ган Эден. Адам передал его Ханоху, Ханох передал Метушелаху, а от Метушелаха посох попал к Ноаху, который в свою очередь передал его Шему, а Шем передал Аврааму. Авраам передал посох Ицхаку, а Ицхак — Яакову. Яаков взял посох с собой в Египет и передал его Йосефу. Когда умер Йосеф, всё его имущество было передано во дворец фараона. Одним из советников фараона был Итро. Он увидел посох с начертанными на нем знаками и захотел им обладать. Он забрал его себе и воткнул в землю возле дома, и ни один человек не мог приблизиться к посоху. Когда в дом Итро пришел Моше, он увидел посох в саду, прочел знаки, которые были на нем, протянул руку и взял посох. Когда Итро увидел Моше, он сказал: «Этот человек выведет еврейский народ из Египта!» Поэтому он отдал Моше в жены свою дочь Ципору, как сказано: «И согласился Моше жить у этого человека (Итро), и отдал (Итро) свою дочь Ципору Моше»[3]. Моше пас стада Итро в течение 40 лет, и за это время ни одно животное из стада не было растерзано. И стадо плодилось, и очень размножилось, и об этом сказано: «Как овцы священные»[4].

Мошепродолжалпастистада, поканепришелкгоре Хорев,каксказано: «И вел стадо по пустыне, и пришел к Божьей горе Хорев»[5]. (Хорев — еще одно название горы Синай.) Там открылся ему Бог из куста, как сказано: «И явился ему ангел Бога в пламени из куста»844 [6]. Моше увидел, что куст объят огнем, но не сгорает и огонь не гаснет. А куст растет только там, где под землей есть вода. Увидел Моше горящий куст и очень удивился. Сказал он: «Сверну-ка я и посмотрю на это великое чудо, почему не сгорает куст»[7]. Сказал ему Всевышний: «Моше, Моше! Стой, где стоишь, ведь в этом месте Я дарую Тору еврейскому народу!», как сказано: «Не приближайся сюда. Сними обувь с ног своих»[8]. Отсюда мудрецы сделали вывод, что тот, кто стоит на святом месте, должен разуться, как Бог велел Моше.

Всевышний сказал Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[9]. Ответил Моше: «Владыка мира! Ведь я говорил Тебе, что нет во мне силы, ведь речь моя ущербна!», как сказано: «И сказал Моше Богу: я не красноречив, ведь уста мои и язык мой ущербны»[10]. «И еще — Ты посылаешь меня к моим врагам, которые желают мне зла, из-за чего я от них и убежал», как сказано: «И убежал Моше от фараона»[11]. Сказал ему Всевышний: «Не бойся, ведь уже умерли все, кто хотел причинить тебе зло»[12]. Разве эти люди умерли? Ведь они были живы! Имеется в виду, что они разорились. Отсюда учат, что тот, кто разорился, считается как мертвый. Поэтому сказано, что эти люди умерли. Сказал Всевышний Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[13]. Ответил Моше: «Владыка мира! Пошли того, кого пошлешь»[14] — пошли того человека, которого Ты будешь посылать в будущем (пророка Элияу). Сказал Всевышний: «Я не сказал, что пошлю тебя к народу Израиля, а сказал, что пошлю тебя к фараону. А человека, о котором ты говоришь, Я пошлю в будущем к народу Израиля, как сказано: “Вот, посылаю Я вам пророка Элияу перед наступлением дня Бога”[15]».

Сказал Моше: «Владыка мира! Дай мне знак и знамение». Всевышний сказал: «Брось свой посох на землю». Моше бросил посох на землю, и тот превратился в гремучую змею. Почему Всевышний сделал так, что посох превратился именно в змею? Потому что как змея кусает человека и убивает его, так и фараон и его народ кусали и убивали евреев (то есть мучили их). Затем змея снова стала посохом, как сказано: «И сказал Бог Моше: протяни руку и возьми ее за хвост»[16]. Моше сказал: «Владыка мира! Дай мне знамение!» Сказал Всевышний: «Засунь руку свою за пазуху»[17]. Моше сунул руку за пазуху, и рука покрылась проказой. Почему Всевышний дал Моше знамение при помощи нечистой (духовно) вещи, а не при помощи чистой? Как прокаженный нечист сам и делает нечистыми других, так фараон и его народ нечисты сами и делают нечистыми евреев (обучая их идолопоклонству). Затем рука снова стала здоровой, как сказано: «Верни свою руку за пазу — ху»[18]. Сказал Всевышний: «Так очистятся евреи от египетской нечистоты».

Почему Всевышний показал Моше огонь в кусте? Потому что еврейский народ уподоблен пламени, как сказано: «И будет дом Яакова пламенем»[19]. А куст символизирует идолопоклонников, которые уподоблены колючкам. Сказал Всевышний: «Так народ Израиля существует среди других народов: пламя народа Израиля не сжигает негодяев народов мира, уподобленных колючкам, а те не могут погасить огонь народа Израиля — слова Торы. Но в будущем (во времена Машиаха) пламя народа Израиля сожжет негодяев народов мира, уподобленных колючкам», как сказано: «И будут идолопоклонники как горящая известь, как тернии отсеченные, сжигаемые в огне»[20]. Сказал Моше Всевышнему: «Открой мне Твое великое и святое Имя, чтобы я взывал к Тебе, а Ты отвечал мне». И Всевышний открыл ему, как сказано: «И сказал Бог Моше: Я — тот, Кто есть и будет вечно»[21]. И еще сказал Всевышний: «Так скажи сынам Израиля: Бог Всесильный… послал меня к вам. Это имя Мое навеки, и это упоминание обо Мне из поколения в поколение»[22]. Увидели ангелы, что Всевышний передал Моше тайну Его скрытого Имени, и сказали: «Благословен Ты, Всевышний, дающий знание».


[1] Шемот 3:8.

[2] Йешаяу 63:9.

[3] Шемот 2:21.

[4] Йехезкель 36:38.

[5] Шемот 3:1.

[6] Шемот 3:2.

[7] Шемот 3:3.

[8] Шемот 3:5.

[9] Шемот 3:10.

[10] Шемот 4:10.

[11] Шемот 2:15.

[12] Шемот 4:19.

[13] Шемот 3:10.

[14] Шемот 4:14.

[15] Малахи 3:23.

[16] Шемот 4:4.

[17] Шемот 4:6.

[18] Шемот 4:7.

[19] Овадья 1:18.

[20] Йешаяу 33:12.

[21] Шемот 3:14.

[22] Шемот 3:15.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…