Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наступал первый вечер месяца Рамадан, когда все мусульмане готовятся к ифтару…

В этой удивительной истории всё правдиво, кроме имени героини, которая просила его не называть. Пусть она будет Ханой.

Хане было 23 года. Она не так давно заинтересовалась иудаизмом и приехала учиться еврейскому мировоззрению в Иерусалим по специальной программе. В один из шабатов ей нездоровилось, в воскресенье ей не стало лучше, поэтому она не пошла на учебу и решила отлежаться денек в своей комнате в общежитии. Она немного поспала, но голова всё еще болела, во всем теле чувствовалась слабость. И вдруг ее телефон зазвонил:

— Хана, выручай! — это звонила Ханина подруга. — Я тут работаю над одним проектом, и мне совершенно необходима фотография Храмовой горы с определенной точки. Ни в одном фотостоке не могу найти! Понимаешь, нужно, чтобы фотограф стоял именно на Масличной горе! Умоляю, поезжай туда, я тебе всё объясню, и сделай для меня несколько снимков! Ты не представляешь, как это для меня важно!

У Ханы не повернулся язык сказать подруге, что она себя плохо чувствует, и она обещала, что всё сделает. С трудом оторвав голову от подушки, она оделась, собралась и, следуя инструкциям подруги и картам Гугл, поехала к Шхемским воротам, чтобы там пересесть на другой автобус.

У нее кружилась голова и ее немного подташнивало, так что внимание её было рассеяно, и она села в подъехавший к остановке белый с голубыми полосами автобус. Парадоксальным образом, израильские автобусы в Иерусалиме окрашены в цвет палестинского флага — зеленый, а палестинские автобусы — в цвета израильского флага: белый с голубым.

Не замечая ничего необычного, Хана вошла в этот автобус и, борясь с головокружением, прикрыла глаза. Проснувшись 25 минут спустя и взглянув на часы, Хана поняла, что пропустила свою остановку, потому что, по ее расчетам, до Масличной горы от Шхемских ворот только минут десять-двенадцать езды. Надо было скорее выйти из автобуса и ехать обратно.

На ближайшей остановке Хана вышла, перешла дорогу на противоположную сторону, но автобусной остановки поблизости не было. Солнце близилось к горизонту. Наступал первый вечер месяца Рамадан, когда все мусульмане сидят дома, готовясь к ифтару — праздничной трапезе, — но Хана этого не знала.

Она постояла немного в надежде, что подойдет автобус — или человек, у которого можно было бы узнать, где находится остановка, но вокруг не было ни души.

Тогда Хана пошла в ту сторону, откуда она приехала, и через пару минут увидела жилые дома. Девушка поначалу обрадовалась, но, подойдя ближе, поняла, что находится в Восточном Иерусалиме: названия магазинов — на арабском, припаркованные машины — с арабскими номерами; фонарей нет, и дома совсем не похожи на те, что она видела в Израиле. Кроме того, повсюду расклеены угрожающие плакаты, прочитать которые она не могла, но изображения палестинских флагов и шахидов в повязках на лицах красноречиво говорили о том, что в этой части города восхищаются «героями, отдавшими свою жизнь за свободу палестинского народа».

Надо было срочно выбираться отсюда. Хана достала свой телефон, но оказалось, что батарейка совсем села, и телефон не подавал никаких признаков жизни. Хана была неглупой девушкой, а в минуты опасности соображала еще лучше, чем всегда.

Первым делом она прочитала Теилим — «Шир аМаалот. Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне?..» Потом подышала глубоко. Потом решила, что будет искать дом, который выглядит… не самым арабским: ухоженным снаружи, без восхваляющих террористов плакатов на стенах, без кучи мусора перед калиткой и с симпатичным палисадником.

Хана шла по пустой улице, читала наизусть строки псалмов, глубоко дышала и разглядывала дома. Она придумала, что постучится в дверь и представится американской студенткой из про-палестинской организации, которая пишет реферат про палестинцев. Будет говорить, что иврита она не знает, арабского, к сожалению, пока тоже, «only English».

Найдя подходящий дом, Хана постучалась. Ей открыла девушка лет 19 в хиджабе. Хана успела только сказать «Hello!», как вдруг девушка улыбнулась светлой улыбкой и полувопросительно произнесла:

— Хана?..

Хана, у которой в голове была подготовлена целая речь от имени студентки, работающей над рефератом о социальной справедливости по отношению к палестинцам, была в полном замешательстве. А девушка в хиджабе тем временем затащила Хану в дом, бросилась ее обнимать и уверять на иврите с арабским акцентом, как она рада ее видеть! Не успела Хана опомниться, как девушка повернулась, быстро взяла какую-то карточку с полочки под зеркалом, и со счастливой улыбкой показала её Хане:

— Вот, смотри, твоя открытка до сих пор у меня!

И тут Хана узнала её. Полгода назад, когда Хана приехала в Израиль во второй раз, она останавливалась в большой гостинице, где для англоязычной еврейской молодежи был организован трехнедельный семинар, приуроченный к осенним праздникам, — с лекциями раввинов, праздничными молитвами и трапезами, экскурсионной программой и беседами о Торе.

Тогда Хана завела особый блокнот, куда она решила записывать (в те дни, когда это разрешалось еврейским законом) имена всех людей, с которыми будет встречаться: раввинов, экскурсоводов, уборщиков, поваров, официантов… — в общем, всех, кто попадал в поле ее зрения.

Кроме того, Хана записывала в блокнот и другие детали: часы смены, интересы, отличительные качества. Зачем ей это было нужно? Можно сказать, что это была та духовная работа, которую Хана проделала с собой в тот период жизни: интересоваться людьми, соединяться с ними, видеть в каждом человеке личность, а не робота в гостиничной форме.

К концу поездки блокнот Ханы был полон Мухаммадов, Джихадов, Амин, Хадидж — всего около 50. Она записывала всех. В самый последний день во время завтрака Хана заметила незнакомую девушку, которая разливала всем кофе из большого кофейника. Хана обратилась к ней:

— Ой, а я тебя раньше здесь не видела! Как тебя зовут?

Девушка представилась, рассказала, что хочет поступить на медицинский факультет университета и стать врачом, но для этого нужно скопить денег, поэтому пока она здесь подрабатывает — ее дядя устроил. Вообще, в этой гостинице работает много ее родственников. Хана, конечно, её имя тоже записала в свой блокнот.

А перед отъездом Хана сделала еще что-то. Она села и написала 50 открыток. Это были всего лишь небольшие карточки, и на них не было слишком много текста — только слова благодарности каждому из организаторов семинара и сотрудников гостиницы, которым, к сожалению, она не имела возможности дать чаевые. Самую последнюю благодарственную открытку Хана дала той девушке, которая разливала кофе.

И вот эта девушка из гостиницы сейчас стояла перед пораженной Ханой и протягивала ей подписанную ею полгода назад открытку! И если Хана была несказанно удивлена, что встретила здесь, в этом доме, свою старую знакомую, то арабская девушка вовсе не удивилась: ведь еще когда они прощались осенью в гостинице, она, по восточному обычаю, пригласила Хану к себе в гости. И сейчас была уверена, что Хана приняла ее приглашение и приехала навестить ее в этот праздничный месяц Рамадан!

Девушка провела Хану в гостиную, а там за столом сидели ее родственники и друзья семьи, и многие из них тоже прекрасно помнили Хану, потому что работали в одной гостинице, и встретили ее радостными восклицаниями и приглашениями разделить с ними трапезу.

Минут через 15 Хана все же подумала, что визиту вежливости пора подойти к концу и надо выбираться отсюда, пока не наступила ночь, и решилась спросить то, ради чего она изначально постучалась в этот дом:

— Ой, я так рада была вас всех повидать, так тут у вас здорово!.. Но мне пора домой. Где тут поблизости автобусная остановка?

— Остановка недалеко, но сегодня больше не будет автобусов.

— Как не будет?

— Да ты не волнуйся, — сказал дядя той девушки, — мы тебя отвезем до улицы Шимон аЦадик, а там ты доедешь уже сама на трамвае, куда тебе нужно!

***

Может показаться, что эта история — про чудесные совпадения и про то, как Вс-вышний вызволяет попавших в беду — особенно после того, как к Нему обращаются, вслед за царем Давидом, со словами Псалма: «Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю…»

Да, конечно, и про это тоже. Но ведь мы и так знаем, что Вс-вышний велик, что Он управляет миром и совершает чудеса каждый день, — мы постоянно убеждаемся в этом вновь и вновь. Нужны ли нам дополнительные доказательства?

На самом деле, эта история не про то, что сделал Б-г, ведь Он может всё. Гораздо поразительнее здесь то, что сделал человек — девушка Хана, которая совсем недавно начала возвращаться к Торе, но уже поняла одну из самых главных ее концепций, открытую первым евреем на земле — нашим праотцом Авраамом, — и воплотила ее в своем блокноте и благодарственных открытках.

Со времен Авраама этот еврейский патент помогает, спасает, вытягивает из самых невообразимых ситуаций всех, кто им решит воспользоваться: заинтересоваться человеком, который находится в этот момент рядом с тобой, посмотреть ему в глаза, поприветствовать, улыбнуться, поблагодарить, благословить, накормить, посоветовать, поддержать, узнать, чем ему помочь.

Каждый человек, попавший в поле нашего зрения, оказался там не зря — и не имеет значения, сколько он там пробыл: минуту, час, год или всю жизнь. Мы — люди, и Творец поместил нас среди людей, чтобы мы строили глубокие и значащие отношения с ними. Только так мы сможем и дальше оставаться людьми.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…