Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Участие в трапезе, посвященной обрезанию младенца, является важной заповедью, плата за которую очень велика

В мидраше[1] рассказывается, что наш праотец Авраам на восьмой день рождения своего долгожданного сына Ицхака сделал ему обрезание и устроил в честь этого пир. Из этого мудрецы учат, что в день обрезания ребенка его отец должен устроить праздничную трапезу. Рамбан[2] сравнивает обрезание с женитьбой, поскольку в Торе об обрезании сказано: «жених кровей». Значит, подобно тому, как существует заповедь устраивать пир в честь женитьбы, должна существовать заповедь устраивать пир в честь обрезания. Рабейну Бхае[3] пишет, что обрезание подобно жертвоприношению, и трапеза, устраиваемая в честь этого события, приравнивается к заповеди вкушения определенных частей жертвы коэнами. Согласно ряду мнений, устраивать праздничную трапезу в честь обрезания заповедано Торой[4], но некоторые считают, что это является установлением мудрецов[5].

Участие в трапезе, посвященной обрезанию младенца, является важной заповедью, плата за которую очень велика[6]. Согласно свидетельству мудрецов, всякий, кто принимает в ней участие, спасает себя от ада[7]. Тот, кого пригласили участвовать в этой трапезе, обязан принять приглашение и приложить все усилия для того, чтобы присутствовать на ней. В противном случае он будет считаться одним из тех, кому положен бойкот с Небес[8]. (Если быть точными, в Талмуде сказано, что тому, кто не принимает участия в трапезе, посвященной заповеди, положен бойкот с Небес, но Рама пишет: «…как будто положен бойкот с Небес». В примечаниях рава Моше Тейтельбойма к этому месту в «Шулхан Арухе» высказано предположение, что Рама установил закон в соответствии с мнением, считающим, что за неучастие в трапезе, посвященной заповеди, не положен бойкот с Небес. Но, поскольку участие в подобных мероприятиях чрезвычайно важно, Рама считал, что и согласно более мягкому мнению это некоторым образом сравнимо с нарушением, за которое полагается бойкот с Небес).

Иногда не все приглашенные на трапезу, устраиваемую в честь исполнения заповеди обрезания, имеют возможность в ней участвовать. Чтобы предотвратить их попадание в разряд тех, кому «как будто положен бойкот с Небес», принято не приглашать гостей на такую трапезу прямо. И даже самым близким родственникам и друзьям не делают официальных приглашений, а только сообщают время и место трапезы[9]. В таком случае даже если человек по какой-либо причине не примет участие в трапезе, на него не распространится бойкот. По этой же причине, после совершения обрезания устроители трапезы не приглашают присутствующих принять участие в трапезе, а оставляют это на их усмотрение[10].

В общинах йеменских евреев принято прямо приглашать гостей на трапезу, устраиваемую в честь обрезания, и не опасаются, что тот, кто не примет участия в трапезе, получит бойкот с Небес.

Согласно некоторым мнениям, нарушение заключается не в том, что приглашенный не пришел на трапезу, а в том, что сидя на трапезе, он не ест и не пьет[11].

Только приглашение, сделанное родителями младенца, которому делают обрезание, «обязывает» в участии в праздничной трапезе. Если приглашает любой другой человек, то это не считается приглашением[12]. Некоторые полагают, что приглашение, которое не было повторено дважды, не считается приглашением[13]. Есть мнение, согласно которому неучастие в трапезе не вменяется в вину, когда уже есть десять человек, которые в ней участвуют[14]. Кроме того, виновник торжества часто считает себя обязанным пригласить большое число гостей только для того, чтобы выразить им почет и уважение, и вовсе не предполагает, что все они обязательно примут участие в трапезе. Это еще одно, дополнительное обстоятельство, освобождающее приглашенных от обязанности участвовать в трапезе[15].

Тот, кого пригласили участвовать в церемонии обрезания, однако отдельного приглашения остаться на трапезу он не получал, не обязан на ней присутствовать. И если обстоятельства таковы, что гость может присутствовать либо в то время, когда совершают обрезание, либо на трапезе, то ему следует предпочесть первое[16]. Те, кто постоянно учат Тору, и посещение трапезы отвлечет их от исполнения этой великой заповеди, освобождены от участия в трапезе, даже если они получили официальное приглашение[17]. Тот, кого участие в трапезе лишит возможности помолиться в миньяне (кворум, состоящий из десяти взрослых евреев), не обязан в ней участвовать[18]. Аналогично этому, люди, которые обязаны в это время находится на работе и заниматься материальным обеспечением семьи, даже если они получили официальное приглашение, не обязаны оставаться на трапезу[19]. Во всех подобных ситуациях все же было бы правильно съесть что-либо небольшое в качестве символического участия в трапезе, посвященной обрезанию[20]. А если человек съест немного выпечки, будет считаться, что он в полной мере принимал участие в трапезе, и для этого не будет необходимости есть именно трапезу с хлебом[21]. Если человек берет с собой еду с трапезы, устраиваемой в честь обрезания, и ест ее потом в другом месте, то не считается, что он принимал участие в трапезе[22].

Когда речь идет о приглашении на трапезу, посвященную церемонии обрезания, которую устраивают люди, не соблюдающие законы Торы и постановления мудрецов, а тем более, если на трапезе подают некошеную еду, то появляются дополнительные основания чтобы освободить приглашенных от обязанности участия в ней[23]. Если на трапезу пригласили женщину, и ее муж по какой-либо причине против ее участия в трапезе, тогда, поскольку ее обязанности по отношению к мужу первичны, она освобождена от обязанности участвовать в трапезе[24].

Моэль (специалист по обрезаниям), который совершает много обрезаний, не обязан участвовать во всех трапезах, на которые его просят остаться после того, как он сделал обрезание[25].


[1] «Пиркей де-раби Элиэзер», гл. 28.

[2] Шмот 18:12.

[3] Берешит 17:13.

[4] См. «Шаарей Тшува», «Орах Хаим» 551.33.

[5] «Харедим»; «Бейт Яаков» п.73; «Биур а-Гра», «Орах Хаим» гл.640.

[6]«Ор Заруа», ч.2, п.107; «Ям Шель Шломо», «Бава Кама», 7:37.

[7] «Тосафот», «Псахим» 114а, от имени Мидраша.

[8] «Псахим» 113б; Рама, «Йорэ Дэа» 265.12.

[9] «Питхей Тшува», там же, п.18; «Мигдаль Оз» 13:15 и 9:17; «Яфэ ле-Лев» ч.3 265.21.

[10] «Брит Эфраим» стр. 353 от имени рава Н. Карелица.

[11]«Тшувот вэ-Анагот» ч.3, «Йорэ Дэа» п.294.

[12] «Зохер а-Брит» 25.11.

[13] Там же.

[14] «Яфэ ле-Лев», там же, п.22.

[15] «Яфэ ле-Лев», там же.

[16] «Ва-ишма Моше», стр.295 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[17] «Ябиа Омер» ч.4, «Йорэ Дэа» п.19.

[18] «Сильмат Хаим», «Орах Хаим» п.213.

[19]«Зохер а-Брит», там же.

[20] «Шевет а-Леви» ч.8, п.217.

[21] «Пискей Алахот», стр.44 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[22] «Абет ле-Брит», стр.481 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[23] «Леорот Натан» ч.7 п.76.

[24] Там же.

[25] «Шевет а-Леви», там же.

Из журнала Мир Торы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…