Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родители, соблюдающие Тору, работающие над своими качествами характера, ведущие себя, как подобает по Торе, со взрослыми и детьми

Посвящается МАМАМ и ПАПАМ

Глава «Кдошим» («Святы» / «Отделённые») קְדֹשִׁים:

«И говорил Ашем Моше так: Говори всему обществу сынов Израиля и скажи им: Будьте святы, потому что свят Я — А-Шем Элокейхем [Б-г Всесильный Ваш]. Своей матери и своего отца бойтесь [תיראו] и Мои субботы соблюдайте — Я А-Шем Элокейхем» (Ваикра, 19:1-3).

Первая фраза должна потрясти любого, кто прочтёт её и вдумается. Б-г, обращаясь ко всему народу, фактически говорит: «Вы можете быть святыми подобно Мне. И в моем проявлении как А-Шем и как Элоким».

Извините, где я и где Всевышний? Но Он-то не шутит.

Тогда несколько вопросов.

Что такое святость?

Почему первые примеры святости выражаются в этих заповедях?

Слово קדוש кадош от להקדיש леакдиш — отделять, предназначать для какой-то цели.

Надо иметь в виду, что значение слова в современном иврите может разниться с его значением прежде. Мы, естественно, говорим не о модернизированной версии.

В данном контексте имеется в виду отделённость и предназначенность для высоких, духовных целей.

Мы не раз говорили, что задача еврея не отстраниться от мира, а поднять мир, сделав материальное подспорьем духовному, а также перенаправить все эмоциональные энергии на гармоничные взаимоотношения с Творцом.

Рав Хофстедтер констатирует: страх перед родителями естественен для ребёнка.

Кстати, от себя добавлю, здесь хорошо можно понять, о каком страхе идёт речь.

Родители, соблюдающие Тору, работающие над своими качествами характера, ведущие себя, как подобает по Торе, со взрослыми и детьми и, конечно, любящие своих детей, не вызывают у них страх в обыденном понимании этого слова. Это больше — почтение, почитание. В Алахе мицва «כבוד» «кавод» («уважай») воспринимается шире, но больше как «делай» [т.е. повелительная заповедь — прим.ред.]. А «תירא» «тир'а» («бойся», «трепещи») — это как раз «не делай» [т.е. запретит — прим.ред.]: не сидеть на стуле отца, не быть фамильярным, не называть по имени, не перечить…

Продолжаю мысль рава Хофстедтера. Но о чём просит нас здесь Творец?

Он просит ребёнка или взрослого почувствовать תירא тир'а не как естественную эмоцию, а как заповедь. А это большая разница. Это уже святость.

Несколько мыслей на эту тему.

В отличие от естественного чувства к родителям идущая следом мицва о соблюдении шабата находится на прямо противоположном конце понимания и эмоционального восприятия.

Несмотря на то, что первое появление в Торе слова קדושה кдуша (святость) связано именно с шабатом, если бы Тора не сказала нам, когда бывает шабат и что, собственно, нужно делать или не делать в шабат, мы, обычные люди, до этого бы сами точно не дошли.

Талмуд, разбирая параметры той или иной заповеди, стремится найти крайние границы.

Возможно, Тора как раз здесь и хочет указать нам: быть святыми означает выполнять как заповеди всё — от самого «естественного» до самого «мистического».

В главе «Кдошим» мы видим это постоянно:

«Не мсти и не храни злобы на сыновей своего народа, а люби своего ближнего, как себя, Я — Ашем» (Ваикра, 19:18).

И тут же: «…и одежда из смешанной ткани — шерстяной и льняной не покрывает тебя» (Ваикра, 19:19). И т.д., и т.д.

Разница в том, что если мы считаем что-то «естественным» (скажем, не крадите, не отрицайте истину, не обманывайте друг друга, не грабьте, не ходите сплетником в своём народе») и «забываем», что каждая фраза заканчивается напоминанием «Я А-Шем» [«Я Б-г»], мы сами устанавливаем рамки, когда, где, как и при каких обстоятельствах грабеж — это грабеж, а когда это «экспроприация награбленного», когда убийство — это плохо, а когда — помощь человеку в уходе из мира «чтоб не мучился» и, вообще, достойно похвалы.

Как в случае с разведчиком и шпионом: первый — «наш», второй — «ихний».

А главное — понятие «естественное» становится частью этого мира и отрывается от духовного источника.

Наша задача их воссоединить. Каждый раз, когда мы это делаем, — это святость. В духовных мирах нет пространства.

Приближение или удаление означает подобие или отсутствие оного.

Когда я делаю что-то подобно Творцу, я к Нему приближаюсь.

Сказано также, что Творец сам выполняет все заповеди, которые Он заповедовал нам, поэтому и подобие.

То есть Он не грабит, и мы не грабим, Он не говорит лашон а-ра и нас просит, Он не убивает… Стоп!

Но и это не сложно, если посмотреть на случаи, когда Он разрешает по суду лишать жизни, плюс когда это является последствием поступков самого человека.

Но как быть с заповедью «Бойся своих маму и папу»?

Как Он может выполнить её?

У Него же нет ни того, ни другой.

Как мне кажется, есть несколько ответов на этот вопрос.

Во-первых, обратите внимание, мы сказали, что Он выполняет заповеди, проявляясь в этом мире.

В духовных мирах каждый мир является папой и мамой последующего, и субординация там полная, то есть Творец учит нас, как устроен мир и что нужно для того, чтобы он работал гармонично.

Но есть пара потрясающих возможностей посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны.

Мидраш на «Шир аШирим» говорит: Творец любит Израиль и называет его своей дочерью, своей сестрой, своей матерью.

Ну как «дочь», можно понять.

Но как понять «сестра» и «мать»?

«Даат Твунот» приводит следующее объяснение.

Творец делится возможностью дать, и, когда мы становимся дающими подобно Ему, Он называет нас сестрой.

И объяснение по поводу матери, если бы не было дано нашими мудрецами, казалось бы непостижимым.

Всевышний поставил раскрытие Своего качества благодеяния в зависимость от наших положительных действий. И таким образом, мы становимся причиной, а Его проявление — следствием. Ситуация мамы и ребёнка.

Продолжим эту мысль.

Поскольку мы говорим о проявлении Творца в этом мире, можно задать вопрос: «А в чём, собственно, проявляется Творец в этом мире?»

Во всём, конечно!

А значит, и в детях!

То есть то, что мы назвали «естественным» — уважение и страх перед родителями, — на самом деле и есть Его проявления нашей роли как родителей.

То есть когда мудрецы говорят, что уважение к родителям, в правильном смысле, практически не имеет границ, это значит, что Творец так уважает в нас эту роль, что ребёнку и взрослому нужно очень поработать над собой, чтобы стать подобными Ему.

Мудрецы суммировали этот принцип следующим образом: «через еврейский народ Творец выполняет все заповеди»

Естественно он так же относится и к заповеди תירא тир'а.

В западном обществе роль матери часто бывает очень принижена, мы перенимаем их идеи, а значит, ассимилируемся.

Нам нужно снова стать отделёнными («кдошим») и посмотреть, как Творец смотрит на эту роль.

Не всегда родители талмидей-хахамим, Творец, конечно, предусмотрел и это.

Поэтому, если родители просят нарушать шабат, мы должны отказаться, ибо шабат заповедован и нам, и им.

Как я писал в посте о 10 речениях, мы не обязаны уважать их ецер ара.

Мы всегда должны спросить: через 120 лет, когда они придут в другой мир и им всё покажут, будут ли они довольны нашим сегодняшним поведением.

Если да, то это и есть уважение.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…