Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сейчас в Хиспине сосредоточено множество религиозных учебных заведений — как школ, так и ешив. С помощью этих самых ребят, а также участников курсов подготовки к службе в армии со всего севера Израиля, и проводились раскопки древнего города

Управление древностей Израиля в ноябре 2020 года сообщило о новом открытии: на Голанских высотах, над ущельем Эль-Аль, в ходе археологических раскопок, предшествующих строительству нового квартала в поселении Хиспин, был обнаружен большой укрепленный город, построенный около 3 тысяч лет назад, то есть во времена царя Давида (XI-X в. до н.э.).

Археологи считают, что этот город был построен правителем царства Гешур, о котором нам известно из Танаха.

Голаны. Археологические раскопки. Фото: Янив Берман, Управление древностей ИзраиляАрхеологические раскопки на Голанах. Фото: Янив Берман, Управление древностей Израиля

Незавоеванный Гешур

Что это за царство и почему археологи так обрадовались, обнаружив очередные развалины, которых в Израиле больше, чем археологов?

Впервые страна Гешур (на русском и латинском — Гессур) упоминается в книге Дварим в качестве соседа колена Менаше с одной стороны и области Башан — с другой: «Йаир, сын Менаше, взял всю область Аргов до предела Гешури и Маахати» (Дварим 14:3).

Далее, из Книги Йеошуа мы узнаем, что столицей этого царства был город Бейт-Цайда (в переводе с иврита — «дом рыбной ловли»), название которого на русском звучит как «Вифсаида».

Книга Йеошуа, рассказывая о завоеваниях евреями Земли Израиля, говорит, что завоеваны были территории «до границы гешуреев и маахатеев». В 13-й главе (1-2) Вс-вышний обращается к Йеошуа: «ты состарился, вошел в лета (преклонные), а земли осталось еще очень много для овладения. Вот земля оставшаяся: все округи пелиштимские и весь гешурийский…» И дальше повторяется: «Но не прогнали сыны Исраэйля гешуреев и маахатеев, и (остались) жить гешуреи и маахатеи среди Исраэйля до сего дня».

Связь времен, связь поколений

Хиспин, возле которого был обнаружен древний город, давно уже пользуется особым вниманием археологов. Еще в 1885-м году исследовавший его окрестности путешественник сэр Лоуренс Олифант обнаружил здесь остатки большой сторожевой башни и крепостной стены времен крестоносцев. Потом выяснилось, что во времена крестовых походов этот городок служил базой и убежищем сарацинов.

В XX веке археологи откопали здесь и христианский монастырь с прекрасно сохранившимся мозаичным полом, и множество архитектурных элементов византийского периода, и руины поселения римско-византийской эпохи. Город Хиспин (под названием «Каспо» и «Каспин») упоминается в книге Маккавеев — как город, проявивший враждебность к восставшим Хасмонеям и поэтому разрушенный.

Сейчас в Хиспине сосредоточено множество религиозных учебных заведений — как школ, так и ешив. С помощью этих самых ребят, а также участников курсов подготовки к службе в армии со всего севера Израиля, и проводились раскопки древнего города.

Немногим так повезло, как этим жителям Голанских высот, которые не только родились на той земле, которая была обещана их предкам, но и получили возможность приобщиться к археологическим раскопкам на этой земле и увидеть, как на их глазах то, о чем они читали в учебниках, поднимается из-под земли на свет Б-жий:

«И встал (Йоав), и пошел в Гешур, и привел Авшалома в Йерушалаим (Шмуэль II14:23)». Да, именно здесь, в стране Гешур около трех лет жил Авшалом, тот самый «взбунтовавшийся сын» царя Давида.

Давид, Мааха и Авшалом

Всего у царя Давида было восемнадцать жен. Одна из первых жен — Мааха — была дочерью гешурского царя Талмая. Она ему так приглянулась во время военного похода, что он взял ее в жены. Мааха родила царю дочь — Тамар — еще до того, как прошла гиюр.

Потом уже и Мааха и Тамар приняли еврейство, и Мааха дала жизнь еще одному ребенку — Авшалому, который, когда вырос, к сожалению, стал тем, о ком сказано в Талмуде: «У того, кто возьмет в жены красавицу, захваченную в плен во время войны, родится сын-бунтовщик» (Санхедрин 107а).

На родине своей матери, принцессы Гешура, и скрывался Авшалом от гнева Давида после того, как убил своего брата Амнона. Правда, скорее всего, Авшалом жил не в том городе, который нашли археологи неподалеку от Хиспина. И, наверное, не в Тель-Адаре и не в Тель-Сореге — гешурских городах на берегу озера Кинерет, также обнаруженных в ходе археологических раскопок, — а скорее всего, в столице, в резиденции своего деда Талмая, луно-поклонника.

Два гешурских города

Там, в гешурской столице Бейт-Цайда совсем недавно, в 2019-м году, археологи обнаружили культовую каменную стелу с барельефом: рогатая фигура с распростертыми руками — которую ученые относят к культу божества Луны. Исследования Бейт-Цайды показали, что мощь Гешура была куда больше, чем до этого предполагали ученые. Кроме культовых сооружений, в Бейт-Цайде был и дворец, и крепостные стены, и туннель, который связывал дворец с городскими стенами.

По мнению некоторых исследователей, именно через Гешур проходил большой торговый путь из Египта в Анатолию, Сирию и Месопотамию, на котором встречалось множество мостов — неудивительно, что на иврите «гешер» означает «мост».

И вот, в 2020-м году, на Голанских высотах, где до сих пор еще археологам не попадались столь впечатляющие свидетельства периода XI-X веков до н.э., они не только нашли большой укрепленный город-форт, построенный на вершине холма, в отличном месте с точки зрения стратегии обороны (удобная переправа через реку, прекрасный обзор), но и изображения двух фигур на большом базальтовом камне (видимо, служившем алтарем), очень напоминающих барельеф со стелы Бейт-Цайды!

Голаны. Резные фигуры на камне в районе Хиспина. Фото: Янив Берман, Управление древностей ИзраиляРезные фигуры на камне, найденном в Хиспине на Голанских высотах. Фото: Янив Берман, Управление древностей Израиля

Барак Цин и Энно Брон, руководители раскопок со стороны Управления древностей, сообщили об обнаружении мощных крепостных базальтовых стен, толщиной около полутора метров, и сторожевых башен на дороге, ведущей к Бейт-Цаде, и множества древних артефактов, среди которых — кольца, бусы и искусно выполненная глиняная фигурка (пока одна, но археологические работы еще не окончены).

Археологи уверены, что уникальный укрепленный комплекс открывает новые направления для исследования истории и демографии Голанских высот в железном веке.

Голаны в истории и в политике

Ученым интересны любые находки, но эта гешурская крепость имеет важное значение и для широкой публики. В первую очередь, она подтверждает истинность Торы. Если еще остаются историки, которые скептически относятся к правдивости событий, описанных в книге Шмуэля, то после каждого очередного подтверждения, обнаруженного «религиозно нейтральными» археологами, их становится все меньше.

Есть у этой новости и политическая составляющая. Царь Гешура был союзником и родственником царя Давида, и с помощью этого и других фортов укреплял власть Израиля над южной частью Голан. Так называемое «мировое сообщество» требует, чтобы Израиль вернул Голанские высоты Сирии — но историческая правда такова, что евреи получили эту землю в наследие, и, хотя отвоевать ее у язычников удалось не сразу, но во времена царя Давида 3000 лет назад — евреи уже были здесь.

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…