Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правила использования и перемещения предметов в Субботу в основном зависят от трех факторов: к какому виду принадлежит данный предмет, каким образом его перемещают и какова цель его перемещения или использования

Общие сведения

Важное и довольно обширное место в законах Шабата занимает тема «мукцэ» — ограничений использования и перемещения некоторых предметов. Постановления о «мукцэ» устанавливались мудрецами Торы в разные исторические периоды. Отдельные законы были приняты еще во времена, предшествующие постройке Первого Храма. Многие правила о «мукцэ» были выработаны в период Второго Храма. В эпоху Мишны законы «мукцэ» приняли свой окончательный вид. С учетом постоянно меняющихся условий жизни и быта, законоучителя всех последующих поколений занимались классификацией возникающих новых предметов, определяя их статус с т.з. законов Субботы в целом и законов «мукцэ» в частности.

Основными источниками приведенной ниже информации являются Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат ке-Илхата», «Орхот Шабат» и ряд других книг.

Причины постановлений о «мукцэ»

В наших источниках упоминается несколько причин, побудивших мудрецов принять постановления о «мукцэ». Начнем с того, что Суббота — это особый день, поэтому и поведение человека в этот день должно отличаться от его поведения в будние дни. С этой целью мудрецы установили определенные ограничения в пользовании некоторыми предметами и в том, что касается их перемещения. Еще одна причина: использование и перемещение предметов, предназначенных для запрещенных в Субботу действий, может привести человека к непреднамеренному нарушению законов Субботы. Чтобы это предотвратить, мудрецы решили ограничить возможности использования и перемещения подобных предметов. Третья причина: каждый еврей всем своим поведением в Субботу должен свидетельствовать об особенности этого дня. Для того чтобы данное требование могли выполнить и те, чьи повседневные занятия в течение недели не связаны с действиями, которые запрещены Торой в Субботу, мудрецы приняли специальные законы, следуя которым люди будут использовать и перемещать предметы по-особому, чтобы это явно указывало на то, что сегодня — Царица-Суббота. Четвертая причина: ограничения в пользовании предметами были установлены, чтобы предотвратить их непреднамеренный вынос из частного владения в общественное, внос из общественного владения в частное, а также перемещение в общественном владении, что запрещено Торой.

Зависимость законов «мукцэ» от различных факторов и их краткая характеристика

Правила использования и перемещения предметов в Субботу в основном зависят от трех факторов: к какому виду принадлежит данный предмет, каким образом его перемещают и какова цель его перемещения или использования.

Виды предметов:

1) «басис ле-давар а-асур»;

2) «граф шель рэи»;

3) «кли ше-млахто ле-исур»;

4) «кли ше-млахто ле-этер»;

5) «мукцэ махмат гуфо»;

6) «мукцэ махмат хисарон кис»;

7) «мукцэ махмат мицва»;

8) «нолад»;

9) «охель ве-китвей а-кодеш».

Способы перемещения:

1) «агав»;

2) «бе-гуфо»;

3) «ке-дерэх»;

4) «мин а-цад»;

Цели перемещения:

1) «ле-ло цорех клаль».

2) «ле-цорех гуфо»;

3) «ле-цорех мекомо»;

4) «ле-эйзе цорех»;

5) «ме-хама ле-цель»;

Прежде всего, ознакомимся с переводом и краткой характеристикой каждого из упомянутых терминов, а в продолжение темы изучим их более подробно. Начнем с основного термина изучаемой нами темы. Слово «мукцэ» происходит от слова «каце», что означает «край», «граница». Глагол «ле-ак — цот», соответственно, переводится, как «исключить», «ограничить». Предметы, от пользования которыми человек себя ограждает, и которыми он не собирается пользоваться вообще или временно, называются «мукцэ». Предметы, принадлежащие к разделу «мукцэ», либо частично, либо полностью запрещено перемещать и использовать в Субботу.

Виды предметов

«Басис ле-давар а-асур» — это предметы, на которых либо всегда, либо иногда, либо только в данный момент находится «мукцэ». Примеры: стул, на котором лежат пассатижи, выдвижной ящик стола, в котором хранятся деньги, подставка, прикрепленная к стене, в которую вставлен пульт управления. «Басис» означает «подставка», «ле-давар» — «для вещи», «а-асур» — «которая запрещена». Т.е. речь идет о подставке для предмета, использование и перемещение которого запрещено в Субботу.

«Граф шель рэи» — это общее название для всех видов «мукцэ», имеющих отталкивающий вид или запах, находясь вблизи которых человек испытывает отвращение. Примеры: пищевые отходы, насекомые, грязная посуда. «Граф» означает «горшок», «шель рэи» — «для испражнений». Т.е. это предмет, вызывающий отвращение, подобно горшку для испражнений.

«Кли ше-млахто ле-исур» — это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением запрещенных в Субботу действий. Примеры: швейная игла, ручка, молоток, стиральная машина. «Кли» означает «предмет, специально созданный для использования», «ше-млахто» — «работа которого», «ле-исур» — «для запрещенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают в запрещенные в Субботу действия.

«Кли ше-млахто ле-этер» — это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением разрешенных в Субботу действий. Примеры: веер, стул, подушка. Первые два слова были объяснены выше, «ле-этер» означает «для разрешенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают разрешенные в Субботу действия.

«Мукцэ махмат гуфо» — это предметы, которые не предназначены для использования в Субботу. Примеры: камни, палки, песок, деньги. «Мукцэ», как уже было упомянуто, это предмет, исключенный из использования, «махмат» означает «из-за», «гуфо» — «тело его», «он сам». Т.е. сами по себе эти предметы не предназначены для использования в Субботу.

«Мукцэ махмат мицва» — это предметы, предназначенные для исполнения заповедей. Примеры: украшения для сукки (праздничного шалаша), лулав. Первые два слова были объяснены выше, «мицва» означает «заповедь». Т.е. предмет, который предназначен для исполнения заповеди.

«Мукцэ махмат хисарон кис» — это предметы, которые обычно берегут и используют не иначе, как по их прямому назначению. Примеры: магнитофон, телефон, документы. «Хисарон» означает «недостаток», «кис» — «карман или кошелек». Т.е. предмет, пользование которым ограничивают, дабы он не испортился и его порча не привела к «недостатку в кошельке» — к материальным потерям.

«Нолад» — предмет, созданный или возникший в Субботу. Примеры: яйцо, снесенное в Субботу, предмет обихода, изготовленный в Субботу неевреем. «Нолад» означает «появившийся на свет». Т.е. вещь, появившаяся на свет в Субботу.

«Охель ве-китвей а-кодеш» — это предметы, к которым не относятся ограничения, связанные с законами «мукцэ». Примеры: продукты питания, готовые к употреблению, святые тексты в форме свитков, книг, рукописей, тетрадей, блокнотов, отдельных листов. «Охель» означает «еда», «ве-китвей а-кодеш» — «и святые писания». Т.е. еда и святые тексты, на использование и перемещение которых не распространяются законы «мукцэ».

Способы перемещения

«Агав» — это перемещение предмета, относящегося к разряду «мукцэ» вместе с предметами, не относящимися к разряду «мукцэ». «Агав» означает «вместе». Т.е. перемещение «мукцэ» вместе с разрешенными предметами.

«Бе-гуфо» — это перемещение предмета с помощью органов тела, которыми его обычно не перемещают. «Бе-гуфо» означает «телом». Т.е. предмет перемещают не руками, как обычно, а другими частями тела.

«Ке-дерех» — это перемещение предмета обычным способом. «Кэ-дэрэх» означает «обычным способом».

«Мин а-цад» — это перемещение предмета измененным способом. «Мин а-цад» означает «со стороны», «сбоку». Т.е. предмет перемещают не напрямую, как обычно, а со стороны, неестественным образом.

Цели перемещения

«Ле-ло цорех клаль» — это перемещение предмета, не преследующее абсолютно никакой цели. «Ле-ло цорех» означает «бесцельно», «клаль» — «абсолютно». Т.е. предмет перемещают абсолютно бесцельно.

«Ле-цорех гуфо» — это перемещение предмета с целью им воспользоваться. «Ле-цо — рех» означает «для нужд», «гуфо» — «тела его», «его самого». Т.е. это когда предмет перемещают потому что нужен сам предмет.

«Ле-цорех мекомо» — это перемещение предмета с целью высвободить место, которое он занимает. «Ле-цорех» означает «для нужд», «мекомо» — «места его». Т.е. перемещение предмета с целью освободить занимаемое им место.

«Ле-эйзе цорех» — это перемещение предмета для любой цели. «Ле-эйзэ» означает «для какой-либо», «цорех» — «нужды». Это когда предмет перемещают для любой, пусть самой незначительной цели.

«Ме-хама ле-цель» — это перемещение предмета с целью спасти и сохранить его. «Ме-хама» означает «от Солнца», «ле-цель» — «в тень». Предмет перемещают из места, где он может испортиться, в место, где он будет в сохранности.

Еще одно понятие, с которым предстоит познакомиться в рамках изучения законов «мукцэ» — это «битуль кли ме-эйхано». «Битуль» означает «аннулирование», «кли» — «предмет (специально созданный для использования)», «ме-эйхано» — «от его готовности к использованию». Речь о совершении действий, которые ведут к тому, что предмет, который изначально разрешен к использованию в Субботу, перестанет быть таковым.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…