Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте

Твое письмо благополучно дошло до меня. Из него следует, что ты стараешься заложить основы веры в совершенном знании. Хорошо ты поступаешь! Это — самое главное, чего от нас требует Царь мира, и «если это есть — все есть». Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[44]. До тех пор ни один раб не мог бежать из Египта — столь искушенными в колдовстве были египтяне. Наверное, ты уже слышал от меня об их огромных познаниях. Сказано в Торе: «И призвал также фараон мудрецов и колдунов, и сделали они, чародеи Египта, своим колдовством так же»[45]. Наши мудрецы поднимают в связи с этим следующий вопрос: что означает «и сделали так же»? Мидраш объясняет, что, когда Моше превратил посох в змея, фараон призвал маленьких детей — и они сделали то же самое: «И они бросили каждый свой посох, и те превратились в змеев…»[46] Следует прочесть, что об этом говорит Мидраш: «Фараон начал насмехаться над Моше и Аароном и кудахтать, как курица… Он послал привести детей из школы чародейства и колдовства, и сделали они то же… И позвал свою жену, и она сделала то же»[47]. Насколько умудренными были египтяне в чародействе и колдовстве!

По-видимому, все это было нужно для того, чтобы укрепить заблуждение фараона и ожесточить его сердце, — поскольку «Желающему оскверниться предоставляют такую возможность»[48]. Именно это и стало началом падения царя Египта. А после того, как наш народ гордо и открыто вышел из Египта, все человечество узнало о Б-жественном всемогуществе. Никто в мире не отрицает Исход из Египта и сопутствовавшие ему чудеса и знамения: они слишком давно и широко известны, чтобы их можно было отрицать. Более того, и сегодня каждый может увидеть место, где еврейский народ пересек Красное море, и этот путь отмечен на карте мира.

И вот, нам становится ясно, что Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте. Поэтому Всевышний начал Свои Десять речений на горе Синай с упоминания об этом важнейшем событии, дабы показать, что по всем законам нам следует принять на себя Царство Небес еще тогда, когда мы пребываем в грубых материальных телах. А увидеть, что у нас есть Небесный Отец, мы должны для того, чтобы понять: для нашего счастья и блага Он дарует нам заповеди, которые только лишенный чувств может воспринять как гнетущую ношу и обузу. Но наделенный разумом именно из истории Исхода из Египта прекрасно поймет, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру. Мне трудно много писать, но я хочу это тебе прояснить. «Будь сильным и мужественным»[49], — сказал Г-сподь Йеошуа, и насколько же мы нуждаемся в развитии в себе духовных сил. Я хочу еще немного написать тебе, чтобы все это глубоко укоренилось в твоем сердце.

Изучая природу человека, мы замечаем, что то, к чему он привык с юности, для него очень важно, и он соблюдает и сохраняет привычные для него обычаи. А то, к чему он не приучен, кажется ему далеким, — и он не станет этого строго придерживаться[50].

Однако совсем иная ситуация с ведением материальных дел. Здесь человеку кажется несущественным только то, что, по его мнению, не принесет ему прибыль. Но если нечто, пусть даже запредельно удаленное, сулит ему выгоду, — он не посчитается ни с какими трудностями, рассчитывая на успех. И если мы задумаемся о духовности человека, то увидим, что он не принимает в расчет непривычное, отдаляя его от себя, — и это знак неустойчивости основ его веры. Подумай, друг мой, и постарайся это глубоко понять.

В Талмуде в трактате Псахим сказано[51]: «Человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта, как сказано: “И расскажи сыну твоему в тот день, говоря: ради этого содеял Г-сподь мне при моем Исходе из Египта”[52]». А Рамбам, разъясняя суть нашей обязанности, добавляет к этому высказыванию Талмуда одно слово: «Человек должен представлять себя так, как будто он сам сейчас вышел из Египта»[53]. Но кто на такое способен? Человеку необходимо потрудиться представить себе, что бы он испытывал, если бы действительно сам вышел оттуда. Для этого требуются большие усилия, серьезное изучение и глубокое размышление, однако лишь немногие следуют данному указанию Талмуда. Неспособность близко воспринять чувствами события давно минувших дней свидетельствует об отсутствии у человека основ веры, и, упаси Б-г, он исполняет заповеди только «по привычке»[54]. Да удостоимся мы укрепить основы своей веры! И если ты обратишься к словам Рамбама, то заметишь, что он пишет не «видеть себя», а «представлять себя»!

Там же Рамбам говорит: «Всевышний дал в Торе повеление: “И помни, что рабом ты был в земле египетской…”[55] — ты должен представить себе, как будто ты сам был рабом и стал свободным, когда тебя выкупили из дома рабства»[56]. И вот, я немного подробнее объясню приведенные выше слова «дом рабства», ибо прежде я изложил это слишком кратко, поскольку мне было трудно писать. Сказано в Торе: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[57]. Слова «из дома рабства» на первый взгляд кажутся излишними, но на самом деле это не так. В начале этого стиха Тора сообщает нам главное: «Г-сподь, Который вывел тебя…», то есть Он всемогущ. А раз так, возникает вопрос: зачем Ему требуется служение человека? Несомненно, оно необходимо для нас самих ради нашего же блага. Если мы это поймем, то почувствуем, что обязаны самым трепетным и возвышенным образом благодарить Всевышнего за Тору, которую он даровал нам в вечное наследие. И нам должно быть очевидно, что в любом случае нам лучше служить Творцу, чем исполнять тяжелую и унизительную рабскую работу в Египте — и наделенному пониманием этого достаточно. И вот, ныне мы вышли из Египта, — ведь человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта… И глубоко вдумайся в это.


[44] Шмот 20:2.

[45] Шмот 7:11.

[46] Шмот 7:12.

[47] Мидраш Рабба, Ваэра, гл. 9.

[48] Йома 38б.

[49] Йеошуа 1:7.

[50] См. гл. 83 и 84 этой книги.

[51] Псахим116б.

[52] Шмот 13:8.

[53] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[54] Йешаягу 29:13. «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая бездушно».

[55] Дварим 5:15.

[56] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[57] Шмот 20:2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…