Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ни одно из качеств Всевышнего не раскрывается столь явственно в мироздании, как любовь к людям: «Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое благоволением»

«И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[55]

Б-жественное Учение дарует нам Высшее Знание, благодаря которому мы обретаем вечную жизнь в наслаждении и благоденствии. Всевышний любит людей, как сказали об этом мудрецы Мишны[56]: «Любим человек, сотворенный по образу Б-га, как сказано: “по образу Б-га сотворил Он человека”[57]. Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Г-спода; особая любовь была явлена им знанием: вы названы сыновьями Г-спода, как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…”[58]». Всевышний относится с безграничной любовью к Общине Израиля потому, что Он находит в ней Б-жественные качества, ведь «по образу Б-га сотворил Он человека»[59].

Ни одно из качеств Всевышнего не раскрывается столь явственно в мироздании, как любовь к людям: «Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое благоволением»[60]. Нам дано увидеть, как каждый из нас получает благословение именно вследствие любви Б-га к Его творениям. Это раскрывается перед нами всегда и во всем: «Когда человек в беде, что говорит Шехина? — Горе Моей голове, горе Моей руке»[61]. Всевышний близок к своим творениям, и Его внимание неотрывно связано с ними: «Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…»[62]

Тора повествует о близости между Всевышним и Его избранным народом, которая небывалым образом раскрылась после Исхода из Египта: «И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его подобие кирпича из сапфира, и как сами Небеса в чистоте»[63]. Раши объясняет: «Кирпич из сапфира был перед глазами Всевышнего все время рабства в Египте для напоминания Самому Себе о страданиях евреев, стонущих от тяжкого труда по изготовлению кирпичей»[64]. Когда после Исхода из Египта евреи поднялись на высочайшую ступень постижения и узрели во всем Творении «чистоту Небес», они уже были избавлены от порабощения, — так почему же в тот момент они увидели также «кирпич из сапфира», напоминающий об их былых бедствиях? В глазах Всевышнего «кирпич из сапфира» был основой, на фоне которой приумножалась «небесная чистота», ведь, если только так можно сказать, радость Творца раскрывается на фоне былого страдания. И Всевышний записал это в Торе, чтобы явить Свою любовь к избранному народу, а также показать людям, сколь велика обязанность разделить с другим его ношу, проявить ему сочувствие в беде и возрадоваться его счастью.

Поэтому впоследствии, когда евреи были избавлены от всех бед и Б-жественное присутствие раскрылось в мироздании навеки и навсегда, стало ясно, что Царство Всевышнего простирается над всеми мирами, и Он избрал Свой народ для вознесенного служения. Он будет вечно нести сыновей Израиля на Своих руках: и когда они пребывают в покое на своей Земле, и когда стенают в далеком изгнании. Он, благословенный, не оставит их никогда, пока они не вернутся в предназначенную им обитель Б-жественной славы. В Торе прямо приводится это обещание: «И Я буду пребывать в вашей среде…»[65] — всегда, поскольку вечна сама Тора.

[55] Йешаягу 64:3.

[56] Авот 3:14.

[57] Берешит 1:27.

[58] Дварим 14:1.

[59] Берешит 1:27.

[60] Теилим 145:16

[61] Сангедрин 46а.

[62] Теилим 33:15.

[63] Шмот 24:10.

[64] Раши, там же.

[65] Шмот 25:8.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…