Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о канторе из Лемберга, которого попросили вести молитву в Йом-Кипур

Все знают, что Храм был разрушен из-за нашей ненависти друг к другу. Когда ты кого-то ненавидишь, ты думаешь, что у тебя есть на это причины, но… Если ты на кого-то сердишься, ты должен ему об этом сказать, потому что чаще всего — это просто недопонимание между людьми. Как часто истина скрыта от нас. Вот моя история.

Однажды в субботу где-то в Европе я вошел в синагогу, там как раз начали: «Шохен ад», и я слышу, ой-вей, у хазана нет голоса, ну совершенно нет голоса, и он явно не читает на иврите, просто не может читать! Думаю себе: «Он богатый человек, и наверно, сегодня у него йор-цайт тещи, он пожертвовал по этому поводу сто долларов синагоге, и вот они дали ему вести молитву». «Это отвратительно, просто отвратительно», — думаю я. «Это что же — каждый за деньги может вести молитву? Конец света!»

Я решил, что не буду молиться с этим миньяном, помолюсь сам в уголке. Но вот доходит до кдуши, а на кдушу ты должен отвечать вместе с миньяном, деваться некуда.

Сейчас, мои друзья, откройте пошире ваши сердца. Когда приходит время доставать свиток Торы, хочешь ты или нет, ты идешь туда — поцеловать Тору. Вот я подхожу к биме и вижу: стоит этот безголосый хазан, а два человека поддерживают его. Я спросил у своего соседа: «Почему его двое поддерживают?» Знаете, что он мне ответил?

— Это слепой хазан из Лемберга. Перед войной у него был прекраснейший тенор, и вся Польша приезжала в Лемберг, чтобы помолиться с ним в миньяне и послушать, как он ведет молитву. Но потом, после пяти лет в Освенциме, он потерял глаза: вместо глаз у него были шрамы. И свой прекрасный голос тоже потерял.

Он говорил: какой же я хазан, я ничего не вижу и не помню слов. Но люди стали просить его: «Мы помним тебя по Лембергу, пожалуйста, еще только один раз — кто сможет вознести все наши молитвы, все наши мольбы, всю нашу боль к Вс-вышнему, если не ты?..»

Мог ли он вообразить, что он будет вести молитву? Если бы я жил тысячу лет, я бы никогда не смог молиться в Йом Кипур так, как он молился в то субботнее утро.

Я сказал себе: «Где были мои уши? Невозможно представить, до каких высот достигла его молитва, а у меня даже не хватило духу молиться с ним!»

Но знаете, мои прекрасные друзья, когда вы на грани, Вс-вышний проникается состраданием к вам, вдруг что-то происходит и вы получаете помощь. Когда слепой хазан проходил мимо меня со свитком Торы в руках, поддерживаемый двумя людьми, вместо того, чтобы поцеловать Тору, я поцеловал его руку.

Он спросил у тех, что помогал ему идти: «Кто поцеловал мне руку?» Они сказали ему: «Шломо Карлибах» — и внезапно бедняга повернул ко мне свои невидящие глаза и сказал: «Эй, Шлоймеле, мне нравятся твои песни, они вернули мне мою душу…»

Я остался в том городе еще на неделю, и каждый день мы гуляли с ним подолгу и говорили, говорили… Какой еврей!..

Через несколько месяцев я позвонил ему, взяла трубку его жена:

— Разве ты не знаешь? У моего мужа теперь новая должность: он хазан в Ган Эдене. Он снова хазан — только в Ган Эдене, он там со святыми людьми и праведниками…

Из рассказов Шломо Карлибаха. Перевод Батшевы Эскин


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…