Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что плохого в еврейской семье, наряжающей елку на Новый год? Елка красивая, хорошо пахнет и не имеет отношения ни к какой религии! Так какой же может быть от нее вред?

Одна женщина анонимно поделилась своей историей.

Моя мама пыталась сохранять в семье что-то от еврейства. Папе было важнее «не выделяться», быть как все остальные советские люди. Каждый из них «тянул» меня в свою сторону. В результате, у нас дома зимой были и Ханукия, и наряженная елка: полный комплект огней, украшений и подарков.

Елка до потолка с мишурой и шариками, запах хвои и подарки под ней: это красиво, весело, а самое главное — точно так же, как в любом другом советском доме. А Ханукия? Высотой всего сантиметров тридцать, да парафин, который, плавясь, пачкает все вокруг. Между елкой и Ханукией не было конкуренции. Новогодняя елка выигрывала каждый раз.

Мама так хотела, чтобы мы не потеряли свою особенность. Папа старался, чтобы мы были «как все». Я любила обоих, и ради мамы была готова зажигать какие угодно свечи, хоть ханукальные. Ради папы ничего не надо было делать, папа сам приносил в дом праздник: праздник был немного колючим, его ветки были еще заиндевевшими от мороза, и распространял он умопомрачительный запах…

Мама проигрывала. Новый год был единственным всенародно любимым праздником, лишенным политической подоплеки, поэтому он был так дорог всем, и никто не был готов с ним добровольно расстаться. Папа шептал маме за закрытой дверью: «Ну что ты переживаешь? Это не имеет никакого отношения к религии. Это просто повод собраться вместе!»

Но это было не так. Елка была мощным, позитивным эмоциональным опытом. Ежегодное празднование возле нее — с шампанским, салатом оливье, запахом мандаринов, курантами и новогодним концертом по телевизору, который разрешалось смотреть даже детям, — оказывало гораздо более длительное воздействие на меня и на всех нас, чем все остальное, что мы делали вместе в течение года.

Елка заставила меня желать, чтобы я вообще не была еврейкой, чтобы я была такой же, как и все остальные. Знаете, если нарядить елку хотя бы один раз, ребенок будет хотеть ее и в следующем году, и через год после этого. И когда дочь решит выйти замуж (за еврея или нет), она захочет привести своего жениха на это «совершенно не религиозное» празднование. Ведь кто не хотел бы поделиться с близким человеком такой красотой и таким счастьем? Через несколько лет она приведет к елке своего ребенка, чтобы он тоже испытал это счастье и эту красоту, получил свою долю подарков «от Деда Мороза» и семейного внимания к себе.

Но потом, в один прекрасный день, через много лет, она будет грустно удивляться, почему ее ребенок не чувствует связи с иудаизмом. Счастье ребенка накрепко связано с запахом хвои и мандаринов, а не с запахом горячего оливкового масла или парафина. Сердце бьется чаще в ожидании боя курантов, а не рассказа о подвиге Маккавеев.

Вот что почти случилось со мной. Но, к счастью (хотя и с большим трудом), мой жених, который оказался евреем, порвал эту цепь. Он увидел перед глазами картинку из нашего будущего: внутренний конфликт и путаницу, которые испытают наши дети, ассимиляцию и смешанный брак, в котором мы справедливо в один прекрасный день обвиним себя. Мой жених сказал, что мы не должны праздновать ничего, связанного с елками.

Это было так сложно. Праздник был впечатан в меня навечно. Прошло уже много лет с момента моего последнего семейного «отмечания Нового года», а во мне до сих пор сильны эмоциональные ассоциации, сформировавшиеся в детстве.

***

Нам поручена невероятно важная задача воспитания детей и предоставления им еврейской самоидентификации и еврейских ценностей. Мы хотим, чтобы наши дети имели положительные ассоциации с их еврейством. Мы не хотим, чтобы они запутались или тосковали по другой религии.

Внутреннее содержание праздника Хануки состоит в противостоянии ассимиляции. А елка — это именно путь к ассимиляции! В том, что Ханука и зимние нееврейские праздники часто пересекаются, нет совпадения. Борьба против ассимиляции продолжается сегодня, и в ней учувствуем мы и наши дети. Каждый год у нас есть выбор. Что мы хотим отпраздновать: то, что мы евреи — или наш отход от иудаизма?

Но наряженная елка — это же красиво! И пахнет хорошо. Какой от нее вред? Вред заключается в том, что привлекательность елки — ее красота, запах, музыка, подарки — может оказаться для детей более мощной, чем привлекательность еврейских праздников: более осмысленных и интеллектуально глубоких. Для ребенка гораздо легче эмоционально вовлечься в елочные хороводы и поверить в доброго Дедушку Мороза, раздающего подарки.

При приближении зимних праздников задумаемся, настолько ли безвредна елка и насколько она «ничего не значит». Не говоря уж о том, что елка пришла из язычества и это нееврейский обычай, следовать которому нам, евреям, запрещено, подумаем вот о чем. Позитивная эмоциональная память, заложенная в детстве, не будет стерта никогда, и ваши дети захотят поделиться ею со своими детьми.

Все начинается с новогодней елки.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…