Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Субботний отдых

Многие из нас понимают великое значение субботы, но заблуждаются в отношении того, как следует ее соблюдать.

Есть много разных форм отдыха. Для некоторых это — игра в волейбол. Для других — телевизор. Третьи отдыхают, читая хорошую книгу, занимаясь живописью, сочиняя стихи.

Но все это не сочетается с еврейским представлением о субботе.

Суббота напоминает о грандиозном действе творения. Но как мы можем это лучше себе представить? Каким образом суббота об этом напоминает?

Есть еще нечто в нашем представлении о субботе, что многим непонятно. Это целая система предписаний, сопровождающих субботу. Предписания эти весьма строги. Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Многие даже не знают о существовании этой обширной области еврейского законодательства.

Узнав о некоторых из этих законов, многие бы их и не поняли. А из-за непонимания часто их и не соблюдают полностью.

Если относиться к субботе как к «выходному дню», отдыху после тяжелой недели, то законы эти теряют свой смысл.

Многие субботние запреты относятся к действиям, не требующим никакого физического усилия. Запрещается не только зажигать огонь, но и бросить в пламя маленькую лучинку, сорвать травинку, записать телефонный номер, поставить кушанье на огонь. Ехать в машине считается «работой», хотя ходить, наверно, труднее.

В Торе есть рассказ о человеке, собиравшем хворост в субботу. Это не было тяжелой работой, однако, он был виновен в нарушении субботы, и карой ему была смертная казнь.

Субботние запреты имеют в виду не физически производимую работу, а ее ритуальные формы.

Тора называет субботу вечным символом союза между Б-гом и народом Израиля. В субботе участвуют и Б-г и народ.

Отдых Б-га

Суббота тесно связана с отдохновением Б-га по завершении творения.

Что имеет в виду Тора, говоря «Б-г отдыхает?»

Он устал? Он много трудился? Творение было для Него изнурительным трудом?

Так ли наивна Тора, неужели она представляет Б-га в столь очеловеченном виде? Значит ли это, что Б-г нуждался в отдыхе после тяжелого шестидневного труда, как человек после работы?

Конечно, нет. В Танахе сказано (Исайя 40, 28): «Ведь ты знаешь, разве ты не слышал, превечный Б-г, Всевышний, Творец обширного мира, не устает, не делает тяжелой работы». Наши Мудрецы учат, что сотворение вселенной было для Б-га не большим усилием, чем произнесение одной единственной буквы.

Отдых Б-га нужно понимать иначе. Он отдыхал, то есть перестал творить, — не соприкасался с миром. Отсюда мы можем понять определение субботнего отдыха так, как его понимает Тора.

Мы отдыхаем в субботу в том смысле, что перестаем действенно соприкасаться с миром. Это — параллель Б-жественного отдыха.

Во время шести дней творения Б-г осуществлял свое господство в мире, изменяя его. В субботу Он «почил», Он перестал утверждать в мире Свое господство.

Мы подражаем Б-гу, и в субботу отвлекаемся от всего, в чем выражается наше господство над миром. Перед нами совершенно иное понимание работы, изменяющее весь смысл субботы. Определение работы, в таком случае, принимает следующую форму:

Работа, в том смысле, в каком мы говорим о ней по отношению к субботе, это действие, в котором выражается власть человека над миром, как интеллектуальная, так и осуществляемая профессиональным умением.

Из этого следует и определение отдыха:

Отдых, в смысле, относимом к субботе, это неучастие в деятельности природы, отказ от нашего господства над ней. Это состояние гармонии между человеком и природой.

Теперь нам могут быть понятны и обряды, связанные с субботой. Мы должны оставить в этот день природу неприкосновенной, не должны проявлять свое господство над ней, ничего в ней не изменять.

Мы не должны вмешиваться в естественный ход явлений. Любое изменение или вмешательство в их течение, как бы ничтожно оно ни было, является нарушением этого отдыха.

Тяжелый и вообще любой физический труд, такой как пахота или постройка здания, в этом смысле продолжает называться работой.

Но кроме того в это понятие включено множество действий, не требующих никаких усилий, — зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу.

Эти действия не требуют усилия, но они — проявление нашей власти над природой.

Суббота — выражение веры в сотворение мира. В субботу процесс творения был совершенно приостановлен.

Еврейская суббота — подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается как труд и является нарушением субботы.

Читайте обзор на тему Повелительные законы Субботы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…