Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Идолопоклонники верят, что у каждого стремления есть отдельный бог — бог правды, бог справедливости, любви, мудрости, красоты, мира и так далее.

Многое сказано и написано по поводу теории «Б-г мертв». Утверждение «Б-г мертв» ни в коем случае не является поверхностным суждением; понять его чрезвычайно трудно. Что означает утверждение «Б-г жив», или «Б-г мертв»? Действительно, что мы подразумеваем под словом «Б-г»?

Человеческий язык беден словами, необходимыми для рассуждений о Б-ге. По причине такой нехватки мы вынуждены использовать те слова, которые имеются в нашем распоряжении, и потому мы говорим о Б-ге как о некоей личности. Даже давать Б-гу имя — неправильно. Можно ли как-то именовать то, что не является «предметом»? Б-г более реален, нежели само бытие, более загадочен и непостижим, чем так называемое «ничто». Он повсюду — и нигде. Он неизменен — но постоянно творит перемены. Как можем мы обозначить нечто, существующее вне понятий пространства и времени, не имеющее ничего общего ни с чем из того, что существует на свете?

Мы не много можем сказать о Б-ге, однако со многим можем обратиться к Нему. Понятие Б-га можно сравнить с понятием направления. Никто не задается вопросом, как выглядит предлог «к», указывающий направление, какой он величины, да и существует ли он вообще. Подобные вопросы бессмысленны и в том случае, когда мы пытаемся отнести их к Б-гу. «К» указывает физическое направление; Б-г указывает направление духовное. Это направление всех благороднейших человеческих побуждений. В этом направлении устремлены наши молитвы, и на молитвы мы получаем ответ — не от какого-нибудь предмета или из какого-либо места, но с беспредельных духовных высот.

Между тем в Писании дается описание Б-га. Пророк Иеремия говорит: «А Господь Б-г есть истина; Он есть Б-г живой и Царь вечный. От ярости Его дрожит земля; и народы не могут выдержать гнева Его» (Иеремия, 10:10). Что же, или Кто же этот «живой Б-г»?

С точки зрения биофизики, живым может быть назван предмет, который в определенной точке уменьшает энтропию, то есть творит из хаоса порядок. Иными словами, живое — это нечто, способное брать из окружающей среды совершенно неупорядоченные предметы и превращать их в составные части живой материи, являющей собою высшую степень упорядоченности. В молитвах Судного дня Б-га называют «Хай А-Оламим», то есть «Жизнь Миров». Б-г — это направление, ведущее к упорядоченности, благодаря которой существуют законы природы и возможна жизнь.

Другой характеристикой живого является единство: это единое целое, которое представляет собою нечто большее, чем сумму отдельных частей. Мы не думаем о животном как о совокупности четырех лап, головы, туловища и хвоста. Мы представляем его себе единым существом. Направление, которое мы называем Б-гом, есть единое, организованное целое. Это живое направление, сила, движущая людьми и сочетающая основные стремления человечества — любовь, истину, мир. Б-г возвышает человека в каждом проявлении его бытия. Когда человек поклоняется этому живому Б-гу, высшей целью его жизни становится раскрытие навстречу Б-гу, а это означает превращение в совершенного человека. Вот что имеет в виду Библия, говоря, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Направление к Б-гу и направление к высшей человечности — это одно и то же. Человек руководствуется не одним или двумя идеалами, но органическим единством многих идеалов, которое и указывает направление, именуемое Б-гом.

Библия называет идолов мертвыми богами, но не только потому, что они сделаны из дерева или камня. Идолопоклонники верят, что у каждого стремления есть отдельный бог — бог правды, бог справедливости, любви, мудрости, красоты, мира и так далее. Каждый из этих богов обособлен, у них нет объединяющего начала, нет органического единства. Поэтому-то они и мертвы. А как же Б-г веры? Вера — также один из высочайших человеческих идеалов. Б-г слишком часто превращается в Б-га синагоги, молитвенников и обрядов. Б-г веры не отличается от всех остальных богов. Бог «молельного дома» — мертвый бог. Если человек перестает служить Живому Б-гу, то лишь потому, что он более не видит Его связи с основными проблемами человеческого бытия. Говоря о своей вере в Б-га, такой человек попросту принимает Его существование за аксиому, однако не стремится к тому, чтобы Б-г придал смысл его жизни. Говоря, что они не верят в Б-га, люди принимают за аксиому, что Б-га не существует. У верующих и неверующих есть одно общее свойство: и те, и другие принимают Б-га как нечто, не требующее доказательств. Ни те, ни другие не проводят из-за Него ночей без сна. Б-г не создает для них никаких серьезных проблем, поскольку для них Он — всего лишь мертвый бог религии.

Нет сколько-нибудь существенной разницы между верой в такого бога и неверием в него; отличить здесь верующего от неверующего практически невозможно, если только они не выражают открыто свои позиции. Еще более трагично то, что простое соблюдение религиозных обрядов внешне ничем не отличается от веры. Есть немало людей, регулярно посещающих синагогу, но при этом не верящих в Б-га. Они могут верить в заоблачного старца, осыпающего их снегом, но в душе смутно предполагают, что снег может выпадать и без него. В них нет истинной веры — судя по всему, они никогда не ощущали Его присутствия. Поскольку тот, кому они служат, — мертвый бог, они делают это с легким сердцем, в котором нет места настоящему религиозному чувству.

И, однако же, даже вера «молельного дома» лучше, нежели отсутствие всякой веры вообще. Ибо все еще тлеет искорка истины, и даже мертвый бог может вернуться к жизни. Нам все-таки нужен Б-г, будь это истинный Живой Б-г, или мертвый бог религии. Б-г по-прежнему в розыске — живой или мертвый.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…