Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Весь мир построен по принципу: «Сегодня исполнять их [заповеди], а завтра получать за них награду». Это значит, что все существующее сегодня в форме исполнения будет преобразовано в форму получения награды.

Произнесение «Амен» — это реализация веры в действии

В прошлом уроке мы привели цитату из Талмуда: «“Утверждающий, что воскрешение мертвых не из Торы” — почему так [строго]? Учили: “Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо таковы меры Всевышнего — мера за меру”» (Сангедрин 90а). И там мы объяснили, что воскрешение мертвых существует только в рамках веры, данной Торой. В иных рамках этого не может быть. Поэтому тот, кто не живет с верой в воскрешение мертвых, не может удостоиться его.

Теперь посмотрим, что значит жизнь с верой, дающая человеку удел в воскрешении мертвых, в реальности, где от смерти идут к жизни. И мы поймем, чем это отличается от обычного видения мира, лишающего возможности воскрешения мертвых, — ведь сам мир, в силу своей природы, идет в обратном направлении — от жизни к смерти.

Один из способов проявить веру в действии — это ответить «Амен» на благословение. Этим человек декларирует, что верит в сказанное, как написано в «Шулхан Арухе» о законах произнесения «Амен»: «Он должен думать: благословение, произнесенное другим, истинно, и я сам верю в это» (124:6). А в Талмуде сказано о великой ценности этого ответа: «Сказал Рейш Лакиш: “Всякому, кто отвечает “Амен” изо всех сил, открывают врата Ган Эдена (Эдемского сада), как сказано: “Откройте врата, и придет народ праведный, хранящий веру” (Йешаяу 26:2) — не читай “хранящий веру” (שומר אמונים), а читай “произносящие Амен” (שאומרים אמן)”».

Смысл этого объяснения таков: произнесение «Амен» и есть раскрытие «хранения веры». И следует понять, почему награда за произнесение «Амен» — раскрытие врат Ган Эдена.

Всевышний сотворил человека и поместил его в Ган Эден. Слово «Эден» означает место награды, то есть главное его назначение — нести человеку радость и наслаждение. Но следует понять, почему это место называется «Ган» (сад), и почему наслаждение, о котором мы говорим, связано именно с садом.

Реальность этого мира «засеивается» служением, которое в Будущем мире раскроется как награда

Будущий мир — не отдельное «место» от нашего, просто в нем все бытие предстает в другом виде. То же самое, видимое нами бытие, в котором мы существуем, приобретет в Будущем мире другое значение: там вся реальность приобретет вид награды.

Весь мир построен по принципу: «Сегодня исполнять их [заповеди], а завтра получать за них награду». Это значит, что все существующее сегодня в форме исполнения будет преобразовано в форму получения награды. Та же самая реальность изменит форму существования «сегодня» на форму существования «завтра». Таким образом, само исполнение заповедей и станет наградой.

Так объясняется высказывание мудрецов: «Награда за исполнение заповеди — заповедь» (Авот 4:2). Рав Хаим из Воложина поясняет, что награда — это сама заповедь, то есть то, что человек сделал здесь. Здесь он не понимает истинного значения сделанного, но в будущем оно и станет наградой.

Для лучшего понимания надо добавить: нет большей награды, чем само существование, а худшее наказание — это его отсутствие (именно так объяснил Рамбам понятия награды и наказания в Будущем мире). Любой человек жаждет существовать. Любой недостаток в необходимых условиях бытия создает определенное ощущение недостатка самого бытия. «Быть» совершенным, абсолютно устойчивым образом, — это и есть награда.

Всевышний сотворил мир так, что человек должен создать для себя свое собственное бытие. Благодаря этому он становится «хозяином» своего бытия, и именно в этом состоит истинная награда. Таким образом, награда означает, что человек приходит в дом, построенный им же самим: человек будет жить той жизнью, которую сам создал. Награда — это то бытие, которое человек создал сам, и в котором он продолжит существовать.

Мы сможем понять, как награда рождается из самого действия, если представим действие как семя, а награду — как выросшее из него великое дерево. Поэтому место награды и называется «садом». То есть место насаждений, место, где растут деревья. Таким образом, название «Ган Эден», данное месту получения награды, означает, что ее благо возникает благодаря «росту насаждений».

Связь между служением и наградой такова: служение — это посев, а когда приходит награда, взрастают деревья и плоды. Другими словами, там находится реализация всего потенциала, существующего здесь.

«Прорастание» всех заповедей, исполненных «здесь», находится «там», и там они растут все больше и больше. Поэтому слово «Ган» (сад) по сути относится к «Эдену» (наслаждению), данному человеку. «Эден» — это и есть «Ган», то есть рост всех насаждений, приготовленных человеком в этом мире. Рост превращает это в дерево, дающее плоды.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…