Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Любое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом

«Комитет по строительству» общины «Аншей эмуна» принял решение о приобретении новых кресел для главного зала своей синагоги. Члены комитета встретились с плотником и согласились заказать у него определенное количество кресел. Однако никаких договоров подписано не было, и никакого «киньяна» (символического действия, устанавливающего наступление обязательств и переход права) произведено тоже не было. Вскоре после этого один из членов общины предложил предоставить кресла необходимого качества в аналогичном количестве по намного более привлекательной цене. Как представители и агенты общины, члены комитета постоянно озабочены тем, как потратить ровно столько общественных денег, сколько необходимо, но не больше. Поэтому они спрашивают: разрешено ли им сейчас «дать задний ход» и отказаться от сделки с плотником, чтобы заполучить кресла по более низкой цене?

Любое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом (несмотря на то, что частное лицо в аналогичной ситуации не будет обязано соблюдать условия устной сделки)1. Данное правило остается в силе даже если соблюдение соглашения приведет к «потере» общественных денег2. Но если выяснится, что сами вещи, приобретаемые группой, имеют недостатки, то можно отменить сделку на этом основании3.

Аналогичным образом, если сделка касалась предметов, которые еще не были изго-товлены, или их не успел закупить поставщик (т.н. «вещь, которая не пришла в мир»), или исполнение сделки зависит от каких-то посторонних, внешних причин (т.н. «асмахта») — договоренности, которые, с т.з. алахи, не обязывают частных лиц, даже если их закрепили с помощью киньяна, все равно продолжают обязывать, когда люди заключают их как члены общины, или как их представители4.

В то же время, если представители общины соглашаются на сделку, о которой еще на этапе заключения было известно, что она не в полной степени соответствует интересам общины (например, приобретаемое имущество стоит слишком дорого или не пригодно для общинных нужд), сделка аннулируется и объявляется недействительной5. Точно так же, если представители не были уполномочены заключать те или иные сделки без согласия комитета, общего собрания членов общины и т.д., то любая сделка, заключенная ими без этого необходимого согласия, может быть расторгнута и объявлена недействительной по отношению к членам общины (хотя допустим и такой вариант: от представителей, заключивших сделку не имея на то полномочий, потребуют исполнить ее до конца, погасив обязательства по ней из своих личных фондов)6.

1 Этот закон изложен в респонсах Роша (6.19) и в комментарии «Агаот Мордехай» («Бава Меция», №457-458). Его приводят автор «Даркей Моше» («Хошен Мишпат» гл. 333), а также раби Акива Эйгер в своих примечаниях к «Шулхан Аруху» («Хошен Мишпат» гл. 333.2) и «Нетивот а-Мишпат» там же. Под «группой людей» подразуме-вается любое объединение из трех и более человек. Автор «Нетивот а-Мишпат» считает, что столь малая группа не считается общиной и не подлежит особому режиму регулирования до тех пор, пока она не наймет человека для исполнения заповеди в интересах этой группы (рава, учителя и т.д.).

2 Правило действует в обе стороны: группа людей обязана соблюсти свое слово, данное частному лицу, и точно так же отдельный человек, взявший на себя устные обязательства перед группой, тоже обязан сдержать слово (респонса Рашбаша №112).

3 Респонса Рашбаша №566.

4 «Агаот Мордехай» (см. выше).

5 В целом, всякий раз когда агент уполномочен заключать сделки, что-то приобретать и т.п. в интересах другого лица, его право действовать в качестве агента сводится к тем действиям, которые направелны на получение выгоды; если заключенные им соглашения или покупки, которые он делает, наносят ущерб лицам, которые его уполномочили, то действия, которые он предпринял, отменяются как недействительные.

6 Респонса Рашбаша (там же); «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» 182.2,4,8).

Из журнала «Мир Торы», перевод Гавриэля Фельдмана.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…