Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Заповеди, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Сказали Мудрецы: «Бог — непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него» (Псалмы 18). Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими создания: ведь какая разница Всевышнему, режет ли человек скотину со стороны шеи или со стороны затылка… (Берешит Раба).
«Об этом и сказали: заповеди даны только чтобы очистить создания. То есть, они необходимы, чтобы очистить от примесей все силы и все сотворенные миры, рафинировать и обелить их. Кроме того, это слово (лецареф) имеет и другое значение: связать все силы и сотворенные миры, исправленные и упорядоченные в соответствии с замыслом и Высшей волей» (Нефеш аХаим). Действие заповедей заключается в том, чтобы убрать повреждения, которые наносит зло всему Творению. В результате этих повреждений Творец как бы отдаляется от Творения и скрывает от него свое Лицо, и тогда во всей системе Творения распространяются изъяны на всех уровнях. В этом суть очищения: отделение системы зла от всего Творения.
Второй аспект слова צירוף: соединение Творения с его правильным состоянием, привязывание всех сил и духовных миров к их корню, приведение всего мира в состояние, в котором оно сможет полностью связаться с Творцом и получить от Него максимальное воздействие. По окончании исправления, в максимальном «соединении», система зла тоже будет исправлена, поскольку выяснится, что она тоже служила для приумножприумножения Славы Небес тем, что через нее раскрылось единство Всевышнего в мире. Откроется абсолютная власть Всевышнего во всех частях Творения, включая систему зла, и выяснится, что все ее создание было для этой цели. (Данный вопрос подробно разъясняется в книге Даат твунот Рамхаля).
На человека возложена эта работа и в его силах исполнить ее, поскольку он единственный создано по образу Б-га, то есть — от него зависят и получают воздействие от его действий, слов и мыслей все части Творения. Только в его силах соединить и поднять весь мир к своему корню, или наоборот. См. подробно на эту тему в Нефеш аХаим, ч.1.
Все заповеди связаны и зависят от их высшего корня и источника — от порядков строения Колесницы и от Меры роста всех миров (Нефеш аХаим ч.1 гл.6). Объяснение данного высказывания на нашем уровне: духовные корни Творения — это заповеди, ведь Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». Тора есть корень всего Творения, а заповеди соответствуют каждой части из частей Творения, и являются их корнем.
Соответственно, «когда человек выполняет волю Всевышнего, и одним из своих органов и сил реализует одну из заповедей, исправление относится к соответствующему миру и к соответствующей высшей силе — добавляет им света и святости от Высшей воли».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы