Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Пкудей

Содержание раздела

 

После завершения всех производственных работ Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия; Моше дает положительную оценку их труду и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой обстановки. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается "облако Славы". Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

 

Красота и святость

 

В своем комментарии на первый стих сегодняшнего раздела "И вот итоги (эле пекудей) сооружения Шатра, Шатра Откровения..." (38:21), раби Овадья бар Яаков Сфорно (1470-1550 г.г) противопоставляет Мишкан двум стационарным Храмам, построенным впоследствии в Иерусалиме. Он объясняет, что духовная сила каждого последующего Святилища убывала, а внешняя красота наоборот росла.

 

При всей своей значимости, походный Шатер Собрания, сооруженный евреями в пустыне, уступал в архитектурном отношении Первому Храму, построенному царем Шломо, и тем более Второму Храму, возведенному после возвращения из Вавилонского плена и значительно расширенному царем Иродом. Тогда, более двух тысяч лет назад, Второй Храм считался эталоном красоты. О нем говорили: "Тот, кто не видел Дом Ирода, никогда не видел красивого здания". В то же время проявление Шехины (Б-жественного Присутствия) уменьшалось от Храма к Храму.

 

Сфорно отмечает, что духовное воздействие Дома Б-га никак не связано с его внешним великолепием. Все зависит от того, кто строители: Бецалель, озаренный духом высшей мудрости, или иноземцы, "жители Сидона и Цора", как свидетельствует Эзра о сооружении Второго Храма (к тому же, в нем уже не было главной святыни – скрижалей Завета), и, конечно, от морально-духовного состояния еврейского народа и его лидеров. Не случайно, подчеркивает Сфорно, переносной Мишкан, столь уязвимый в военном отношении, до конца отслужил свой срок – впоследствии его разобрали и спрятали в подземелье Храмовой горы, а сильно укрепленные Храмы Шломо и Ирода были разрушены и сожжены врагами.

 

Зачем вы, девочки, богатых любите?

 

Хафец Хаим пояснил эту мысль такой притчей. В одном городе жили две сестры (назовем их – Рахель и Лея). Они были очень близки, но, выйдя замуж, расстались – Лея уехала в другую страну. Прошло много лет, и однажды Рахель почувствовала непреодолимое желание увидеться с сестрой. Несмотря на финансовые трудности, она собрала немного денег и отправилась в дальний путь. Лея приняла ее в шикарной вилле. Вся обстановка: канделябры, декоративные гобелены и ковры, изысканная мебель, – свидетельствовала о богатстве, какого Рахель еще не видела.

 

Сестры бросились друг другу в объятья. Они говорили без умолку, рассказывали обо всем пережитом за те годы, которые не виделись. Но в процессе беседы Рахель все отчетливее ощущала неудовлетворенность сестры своей жизнью. Наконец, она сказала: "Ты выглядишь печальной, Лея. Я вижу, что твой муж очень богат. Вы, наверное, миллионеры. Значит, в материальном отношении у тебя все в порядке. Что же тревожит тебя? Чем ты недовольна?"

 

"Ты права, Рахель, – тихо ответила Лея. – Я могу попросить у моего мужа все, что угодно: шубу из соболя, бриллиантовое кольцо, и он, не раздумывая, купит. Многие считают меня самой счастливой женщиной на свете. Но это только кажется. Зачем мне эти деньги и богатство, если мой муж не уважает и не ценит меня?! Он решает все домашние дела самостоятельно, не советуясь со мной и даже не спрашивая моего мнения. Можно ли быть счастливой, когда с тобой так обращаются, когда ты не жена, а предмет обстановки?"

 

Сестры замолчали. Затем Лея с интересом посмотрела на Рахель: "А как сложилась твоя жизнь? Ты бедно одета и, видно, не привыкла к роскоши, но выглядишь довольной и уверенной в себе. У тебя все хорошо?"

 

"Да, я довольна судьбой, – ответила Рахель. – Мы действительно бедны. Мой муж перебивается случайными заработками. Он редко покупает мне новую одежду и украшения, но, поверь, меня это нисколько не огорчает. Потому что он очень любит и уважает меня как личность. Он шагу не делает без моего совета. Такое отношение мне дороже любых денег и бриллиантов…"

 

Когда смотришь на очертания Иерусалима на фоне вечернего неба, в глаза бросается обилие церковных шпилей и минаретов. Они как будто соревнуются в росте – кто выше, кто заметнее. Христианство и ислам придают большое значение великолепию своих культовых зданий и их внутреннему убранству. Наши синагоги явно уступают в этом "конкурсе красоты и помпезности". Они малозаметны даже в еврейской столице. Многие расположены в убогих домах, тесных помещениях, "штиблах", часто даже в подвале. Их главное богатство – не бархат и серебряный орнамент, не резная лакированная мебель, не золоченые купола и не цветные витражи, а свитки Торы, хранящиеся в Ковчеге Завета.

 

Тора занимает главное место в синагоге. Во время молитв ее любовно достают из шкафа. Все присутствующие встают со своих мест и трепетно целуют ее "рубашку". Тору читают, с Торой советуются. Она – "хозяйка" в доме, и она счастлива, несмотря на ломаную мебель и облупившиеся стены. В золотой клетке – под высокими холодными сводами пустого дворца ей было бы неуютно.

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…