Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Имя Б-га раскрывает подноготную души

Знай, что еврейская душа − это буквально «часть Б-га сверху…». И душа, как всякая «часть», идентична своему «целому», поэтому сказано о ней «Свеча Всесильного — душа человека», − это подобно тому, как от одной свечи зажигают другую. Различие только в том, что Б-жественность неисчерпаема и бесконечна, а душа — лишь часть от Нее. И знай, что ашгаха Всевышнего делится на 248 повелительных заповедей и 365 запретов. (Если тебе тяжело понять, как ашгаху Всевышнего «ограничивают» 613-ю заповедями, я отвечу. Это связано с тем, что Он пожелал дать щедрую награду тому, кто исполняет Его Желание, и наказать того, кто его нарушает. Но как может рожденный женщиной исполнить бесконечное Желание неисчерпаемого Всевышнего!? — Поэтому Создатель сократил свое неисчерпаемое Желание до конечного, то есть до 613 заповедей, с тем, чтобы человек мог их исполнить, несмотря на свою ограниченность. Подобно тому как царь приказывает одному из слуг совершить определенное действие, а не все действия вообще, так что общее желание царя относится к каждому слуге ровно настолько, насколько он может его исполнить, так и Всевышний: Он как будто сократил свое Желание до ограниченного так, чтобы слуга мог его исполнить.) И каждый человек состоит из 248 органов и 365 жил, ведь тело подобно душе — следовательно, в душе есть то же число органов и жил. А в еще большей глубине есть «наблюдающие» за этим, для того, чтобы наказывать и награждать. Поэтому так же, как тело называется «человек», душа, его оживляющая, тоже называется «человек», и как душа называется «человек», так и Он, благословенный, ашгаха которого снисходит на душу 57, называется «человек». Об этом и сказано: «А на образе трона как будто видение человека». А происходит это именем «ה’’והי» (имеется в виду его наполнение буквами «алеф», гематрия которого — 45, что соответствует гематрии слова «адам»). 248 заповедей вида «делай» − это корень всех благ, ибо из-за них мы получаем блага из корня Его ашгахи. А 365 заповедей вида «не делай» имеют корень в качестве правосудия, так как наказание за их нарушение — это суровый суд из корня правосудия в провидении. Их соединение вместе, все 613, — это душа, тем более в Нем, благословенном, все это соединяется в абсолютном единстве, включающем все 613. Ведь душа, при всем разнообразии ее постижений, — охватывает их одним простым разумом, тем более 58 Он, благословенный, включает в Себя и суд, и милосердие. А причина этого в том, что «нет праведника на земле, который бы не согрешил», и нет злодея, который бы не исполнил однажды Желание Создателя. Поэтому у Него, благословенного, должна быть уравновешенная ашгаха, соединяющая вместе правосудие и милосердие, для того чтобы воздать человеку за добрые и дурные поступки, которые он совершает в течение жизни. А это невозможно сделать лишь одной Мерой. Ведь если бы суд вершился без воздаяния добром за добрые дела, человек не мог бы вынести наказания и, соответственно, наоборот 59.


57 Речь не о собственной сущности Создателя, а об аспекте Его провидения.

58 Вот выдержка из книги «Даат Твунот», которая поможет понять сказанное здесь: «И еще обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых свое предназначение. Глаз видит, но не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа — хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из ее частей — вся душа, и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии Лица, а душа — в Его освещении. Смотри, это очень важно: ты уже слышал, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде “более” или “менее”. Но когда Всевышний не желает действовать в Своем совершенстве, у него есть разные способы, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку Высшая Мудрость хотела в самом созданном мире показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии Лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: “Сделаем человека по образу Нашему и подобно Нам”, — т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека».

59 А в нашей жизни человек одновременно может получать наказание за одни поступки и награду за другие, и только такое воздаяние можно назвать полным.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…