Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чистым качеством Суда мир не может устоять

Однако «хотел Всевышний сотворить мир качеством Суда, но увидел, что мир не может устоять…» С чистым качеством Суда мир не в состоянии существовать. Как объясняет Рамхаль: «По букве закона полагается, чтобы грешник был наказан сразу же после преступления, без всякой задержки. И само наказание было бы суровым и гневным, как и полагается тому, кто нарушает слово Творца. Кроме того, невозможно было бы никак исправить преступление. И на самом деле: как человек может исправить то, что извратил, ведь грех уже совершен?! Вот убил человек своего товарища, вот развратничал с чужой женой — как можно такое исправить?! Может ли он изъять совершенное действие из реальности?» (Путь праведных гл. 4). В трех этих аспектах и выражается сущность качества Суда. Оно требует осуществления суда немедленно и в точном соответствии с Законом без того, чтобы считаться с различными смягчающими обстоятельствами. Нет отсрочки в наказании, поскольку нет возможности исправления греха. Это качество требует полного самоустранения сотворенного существа перед волей Творца, не оставляя ему никакой собственной воли или чего-то связанного с телом. Мир не может устоять в свете чистого качества Суда.

Объединение качеств Милости и Суда: качество Милосердия

«…Предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда». Как объясняет Рамхаль: «Милосердие позволяет как бы совершить обратное трем вышеупомянутым положениям. Это значит, что согрешившему будет дано время, и он не будет уничтожен в момент совершения греха.

Само наказание не будет окончательным уничтожением грешника. Безвозмездным добром раскаяние согрешившего будет принято. И отмена желания будет принята как отмена содеянного. Это значит, что когда раскаивающийся осознает преступление и признает его, видит заключающееся в нем зло и раскаивается и полностью сожалеет о нем, подобно сожалению об обете, то есть сожалеет совершенно и хотел бы, и желал, чтобы никогда этого не было, и горюет о том, что произошло, и перестает грешить в будущем, и избегает повторения былого — таким образом, отмена этого желания становится подобным отмене обета, и ему прощается. И об этом сказано (Йешаяу 6:7): “И снят твой грех, и твоя вина прощена” — то есть преступление, на самом деле, изъято из действительности и выкорчевано тем обстоятельством, что грешник сейчас сожалеет о содеянном, о былом. Это милосердие не соответствует букве закона, но, в то же время, оно не отрицает суд полностью, ибо ему есть на что опереться: так как место жажды преступления и желания наслаждения заступили раскаяние и сожаление о содеянном. Отсрочка же — это не отказ от взыскания, а некоторое терпение, дающее возможность исправить содеянное».

Качество Милосердия должно проявиться после качества Суда, чтобы дать миру возможность устоять. В отличие от качества Суда, которое требует немедленного совершенства человека в каждый отрезок его жизни, качество Милосердия дает возможность завтрашнего дня (вдруг человек раскается и исправит свой грех?…) Слова רחמים— милосердие и מחר — завтра — состоят из одних и тех же букв. Слово «милосердие» (рахамим) однокоренное со словом рехем (материнское чрево), которое вынашивает плод и дает ему жизнь не по заслугам, а в надежде на то, что он родится и завтра сможет существовать самостоятельно.

Возможность продолжать существование заложена в качестве Милосердия.

Это качество еще называется Эмет (Истина). Ведь истина указывает на вечное существование, в противоположность лжи, указывающей на возможность прекращения бытия. В Мишне сказано (Пара 8): «Эти источники называются ложными (מכזבים): те, что пересыхают раз в семьдесят лет».

Слово אמת, истина, состоит из первой, средней и последней букв еврейского алфавита, которым были созданы небо и земля. Оно — печать Всевышнего, поскольку в нем заключено все Творение, запечатанное вечным существованием Творца.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…