Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Общество не может быть разделенным. Поэтому корень ХВР так часто упоминается в святом языке.

Фундаментальные понятия «общества» в народе Израиля исказились настолько, что даже народы мира недоумевают, глядя на это, как пишет об этом Маараль (Нецах Исраэль глава 25): «Уже спрашивают об этом народы: “Вы утверждаете, что Израиль — “добрый народ”, но если так, как же они постоянно стремятся к дурному!? И ведь они желают зла не тем, кто противостоит их религии, а своему собственному народу, тем, кто вместе с ними “в Торе и заповедях” … И это желание предшествует пожеланию зла им же от народов мира”". А вот наш ответ на этот вопрос: “То, что в этом народе нет взаимной любви, это и есть само изгнание, так как Всевышний разрушил их единство, разделил их и рассеял. Поскольку Он разделил их и рассеял, это привело и к различию во взглядах. Не будь различны взгляды, не состоялось бы разделения и рассеяния, будь едины их сердца, они бы и их самих соединили вместе. Поэтому Всевышний обрек их на раздоры, и именно это приводит к разделению и рассеянию. Если бы каждый из них радовался величию и счастью другого, не было бы никакого разделения, а было бы полное единство”».

Общество не может быть нормальным, когда ему вынесен приговор «разделения и рассеяния». Единственное место, где «общество» все еще возможно — это «дом учения». Именно так сказал и Рамбам, объясняя, почему мудрецы за их верность заповедям отделения называются на языке Мишны хаверим (это слово, חבר, обычно переводят как «товарищ». Но если ближайшее по смыслу в русском языке слово происходит от слова «товар», то оригинал на Святом языке происходит от слова חברה (хевра) — «общество», от корня חיבור (хибур) — «соединение»): «Хавер — так называют мудреца, а мудрецы называются хаверим. Они называются так из-за того, что их единение друг с другом — единение надежное и верное, ибо это единение во имя Небес» (Комментарий к Мишне, Дмай 2:3, и еще смотри комментарий к мишне Авот 1:6 — «Приобрети себе товарища (хавер)»).

Если вдруг окажется, что это не так, следует проверить, насколько нарушающие это правило на самом деле мудры, — ведь нет сомнения, что Рамбам прав, и товарищество мудрецов должно быть верным и надежным.

Это слово «хаверим» введено в употребление мудрецами в самом начале эпохи изгнания. В нем намек на то, что только у мудрецов, несмотря на изгнание, осталось понятие «товарищества», в отличие от всех остальных слоев общества, на которые пало наказание изгнанием — «человек друга своего заглатывает живьем». И в отношении этого тоже верно утверждение: «И не осталось ничего, кроме этой Торы».

Когда вскорости придет конец наказанию изгнанием, понятие «общества» вернется в Израиль, как мы говорим об этом в благословении месяца: «Он освободит нас вскорости, и соберет отторгнутых с четырех концов земли, товарищей, весь народ Израиля». Только после того, как закончится изгнание, и Израиль соберется вместе, народ Израиля сможет называться «товарищи».

Кто не понимает, насколько искажен мир, и кому хорошо в нынешней ситуации, и он не рвется выйти из нее, тому не дана гарантия, [что он удостоится] Избавления. Понимание ущербности изгнания — это обязательное условие для начала произрастания спасения, как сказано в молитве: «Росток Давида, раба Твоего, вскорости взрасти, и силу его возвысь в спасении Твоем — ибо на спасение Твое надеялись мы каждый день».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…