Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Корень раскаяния и Избавления находится в понимании, что состояние изгнания противоестественно — это искажение истинного состояния человека

Мы объяснили три вещи, причиняемые грехом и следующим за ним изгнанием. Именно их надо начинать исправлять силой раскаяния и при жизни. Талмуд (Йома 86б) утверждает: «Сказал раби Йоханан: “Велико раскаяние, ибо оно приводит Избавление, как сказано: “И придет в Цион избавитель, и к раскаявшимся в преступлениях [из народа] Яакова” — Почему придет избавитель? — В заслугу раскаявшихся в преступлениях [из народа] Яакова”».

Когда мы понимаем объясненную здесь сущность изгнания, мы можем понять, как именно раскаяние исправляет его и приводит избавление. Раскаяние может привести человека на его «истинное место», и он может вернуться к своему внутреннему единству — тогда он снова станет «хозяином в своем собственном доме».

Конечно, одиночка не может принести избавление всему обществу, но в отношении себя каждый должен стараться прийти к состоянию «Избавления» в упомянутых трех аспектах неестественности, искажающей человеческий образ.

1) Человек не должен быть «без места»; напротив, он должен быть «укоренен»: постоянен на своем «месте» и в своих поступках. Мы не говорим о том, что может возникнуть необходимость сменить один дом на другой, мы говорим о том, что жизнь человека и дела его должны иметь постоянную основу.

2) Человек должен быть «цельным», чтобы все его душевные силы были сконцентрированы на одной цели. Человек не должен жить так, будто у него «семь пятниц на неделе», и каждый час он ведом иной силой и действует иным образом.

3) Человек должен быть хозяином себе, выйти из состояния, когда его действиями руководит дурное начало.

Когда человек исправляет себя в этих трех аспектах, он закладывает фундамент для исправления всего мира, как сказано: «Велико раскаяние, — ведь ради одного раскаявшегося прощают грехи всему миру» (Йома 86б).

Корень раскаяния и Избавления находится в понимании, что состояние изгнания противоестественно — это искажение истинного состояния человека. А ведь любая вещь, покинувшая свои естественные рамки, в конце концов, вернется в них, как и сказано в приведенных нами вначале словах Маараля.

Ожидание спасения — это и есть двенадцатая Основа

В двенадцатую Основу входит и обязанность «ждать Избавления», каждый день ждать, что придет Машиах, как и говорит Рамбам в формулировке этой Основы: «“Дни Машиаха” — это значит, что необходимо верить, что он придет, и не думать, будто он “опаздывает”, как сказано: “И если задержится, буду ждать его”».

Еще подробнее Рамбам объясняет это в «Законах царей» (11:1): «И всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, отрицает не только слова пророков, но и слова самой Торы Моше, учителя нашего».

Это на первый взгляд непонятно. «Ожидание» Машиаха — это скорее следствие веры, что он может прийти каждый день, а не часть самой Основы. Конечно, у любого, для кого приход Машиаха не очевиден, недостает Основ веры, но почему и тот, кто просто не ждет, тоже считается еретиком? Ведь такой человек принимает истину как очевидный факт, и просто не испытывает желания, чтобы этот факт свершился.

Однако из формулировки этой Основы должно быть очевидно, что главное в ней — осознание, что это — [жизнь после Избавления] — истинное состояние каждого еврея в отдельности и Израиля вообще. Мы обязаны чувствовать, что изгнание искажает образ Израиля, что это состояние неправильно и противоестественно. А Машиах должен вернуть нас к истинному состоянию.

Любое создание стремится к своему природному состоянию, к тому, что заложено в него. Главное желание того, у кого вообще есть желания, — быть тем, кто он есть на самом деле, исполнить все, что в его силах. И вера обязывает осознать, что «дни Машиаха» — это то, в чем мы на самом деле нуждаемся, а все остальные состояния — просто искажения человеческого образа и образа народа Израиля. Поэтому мы ждем Машиаха, ждем, что он придет, исправит каждого из нас и вернет народ Израиля в его настоящее состояние.

Тот же, кто считает, что и нынешняя ситуация допустима, видит ее как возможную форму существования человечества и сам согласен с ней, как будто утверждает: «Я знаю, что Машиах придет, но для меня было бы приемлемо и если все продолжилось бы как есть». И всякий, кто видит вещи таким образом, отрицает Основу «приход Машиаха».

Любое отступление от одной из Основ веры означает искаженное восприятие мира. Каждый, кто не понимает, что такое «изгнание» и «Избавление», и как они влияют на нашу жизнь, живет в искаженном мире. И это — отступление от 12-й Основы веры.

Вера обязывает нас осознавать ущербность, в которую мы погружены, чувствовать необходимость исправления, которое принесет Машиах. Поэтому мало верить только в то, что Машиах придет и исполнит обещания пророков. Необходимо верить и в то, что это единственно верное состояние Израиля, как для каждого еврея в отдельности, так и для всего народа в целом. А состояние изгнания — это искажение, и потому естественным должно быть стремление вернуться к истинному состоянию.

Вера в приход Машиаха обязывает нас правильно оценивать современный мир, не видеть в нем нормального образа жизни, а каждый день жаждать возвращения к истинному образу человека и исправления всех искажений, как в Израиле, так и в мире вообще.

Вера в приход Машиаха должна влиять на каждого и в его «частном пространстве». Он должен видеть ущербность образа человека, возникшую в результате изгнания, и стремиться вернуться к верному образу. Каждый, кто делает это внутри себя, видит свое состояние в истинном свете, уже прошел полпути к Избавлению в отношении самого себя.

И, как мы объяснили, вера в Избавление начинается с осознания факта изгнания. Как и учили мудрецы из стиха: «Знай, узнаешь» — осознав ущербность и боль, принесенные изгнанием, осознаешь необходимость Избавления. А на деле его приведет сказавший: «Знай, что Я порабощаю их, узнаешь, что Я их избавляю».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…