Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре мира делятся на девять ступеней: Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Ибо эти четыре (мира) называются четырьмя высшими основами, и они делятся на девять сфирот

О сути миров — максимально кратко, — только то, что необходимо для понимания сути пророчества.

Высший Создатель, создавший все миры, называется Эйн Соф297. У Него нет никакого образа, будь то в Имени (слове), в букве или в хвостиках букв. Поэтому о Нём запрещено даже размышлять. Он создал пять миров, каждый из которых является душой следующего. Эти миры: Адам Кадмон, упомянутый в книге Тикуним, — на языке гаоним этот мир называется Цахцохот. Второй мир — мир Ацилут, третий — Брия, четвёртый — Иецира, пятый — Осия. Эти пять миров составляют одно четырёхбуквенное Имя Всевышнего, ибо «колючка» на букве йуд — это Адам Кадмон. Йуд — Ацилут, первая Ней — Брия, вав — Йецира, а вторая Ней — Осия. Но поскольку у мира Адам Кадмон, в силу глубины его сокрытия, нет образа в буквах, кроме упомянутой «колючки», так как у Эйн Соф нет и такого образа, — поэтому как правило, мы упоминаем только четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Осия, которые представляются полными буквами и все четыре вместе составляют четырёхбуквенное Имя Всевышнего.

Эти четыре мира делятся на девять ступеней: Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Ибо эти четыре (мира) называются четырьмя высшими основами, и они делятся на девять сфирот. Однако «колючка» буквы йуд, то есть Адам Кадмон — пятый, высший из миров, — включает в себя всё. И только в нём корень всех четырёх основ — четырёх миров Ацилут, Брия, Йецира и Осия. Таким образом, всегда есть только четыре основы. Это правило — всеобщее, ибо Эйн Соф не может быть включён ни в какое правило или расчёт.

Вначале все миры едины и представляют собой единое Имя Всевышнего. Затем они разделяются на четыре основы, не считая их корня — Адам Кадмон, — колючки на букве йуд, и это десятая, высшая, общая для всех сфира, называемая Кетер. Затем эти четыре основы делятся на девять упомянутых сфирот.

Всё это входит в две категории: Создатель и созданные. И именно это сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (глава 3): «До того как был создан мир (имеется в виду наш мир), Он и Имя Его были едины». Эйн Соф, называемый «Он», и созванные, составляющие Его Имя (четырёхбуквенное Имя Всевышнего), — всё это было едино, ибо «пламя было сокрыто в угле»298.

Как уже объяснялось, все миры включены в четырёхбуквенное Имя, которое делится на четыре основы и десять сфирот. Кроме того, каждый из миров сам по себе делится таким же образом. То есть мир Ацилут — буква йуд, называемая Хохма, — в свою очередь, делится на все упомянутые аспекты. В нём есть полное четырёхбуквенное Имя, которое делится на четыре основы и десять сфирот, как уже объяснялось относительно совокупности всех миров. И таким образом устроен каждый из пяти упомянутых миров. И таким же образом дробление происходит и далее, так что даже в нашем, низменном, мире нет создания, даже самого незначительного, в котором не было бы совокупности четырёх букв Имени Всевышнего и десяти сфирот. Всё это для того, чтобы показать, что всё создано силой Создателя, благословен Он, и нет ничего, кроме Него.

Ещё необходимо сообщить, что все эти аспекты и ступени от самой выси Адам Кадмон и до бездны в самом низменном мире, находятся одна над другой и одна внутри другой, ибо высшее облачается в нижнее, как душа в тело. Однако не всё высшее облачается в нижнее, а только его самая нижняя, небольшая часть облачается во всё нижнее. И таким образом — до самого конца миров. Так что все миры, как все вместе, так и их части, даже в самом низменном мире, во всех их деталях, соединены таким образом: один выше другого и один внутри другого. И все они облачают Эйн Соф, который — душа всех душ.

Однако во всех пяти мирах есть различия распространения светов — докуда они достигают, для того чтобы эти миры различались. Кроме того, есть ещё различия в деталях четырёх основ всех миров и в деталях их деталей, но здесь не место для объяснения этого.

Таким образом, как в распространении светов «сверху — вниз», любая сфира включает в себя все десять сфирот и каждая из них делится на тысячи и деся гки тысяч, так и в распространении светов «изнутри — наружу» происходит то же самое. Самый внутренний свет называется Кетер, на нём — Хохмя, далее — шесть концов Тиферет, а самый внешний — Малхут. И таким же образом — во всех деталях, каждая из которых делится на тысячи и десятки тысяч частей. И поскольку это явление объясняется по отношению ко всем мирам, кроме мира Осия, кратко объясним его здесь, в мере, необходимой для нашей темы.

Есть семь небосводов. Самый верхний называется Аровот, так как он включает в себя три первые сфирот мира Осия, — а именно: сферу 299 Сехель300, сферу Макиф301 и сферу Мазалот. И ещё пять сфер: Шабтай, Цедек, Маадим, Хама, Нога302, которые — Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах и hод. А шестая сфера — Йесод — включает в себя Кохав и Левану 303. А последняя сфера — Вилон304 — не используется ни для чего, так как это сфира Малхут мира Осия. И сама эта сфира делится на десять её сфирот: Вилон, её Кетер и четыре основы — «огонь», «воздух», «вода» и «прах» нижнего мира, которые Хохма, Бина, шесть концов Тиферет и Малхут. Таким образом, Малхут Малхута мира Осия — это основа « прах», сосуд и материя для всего мира. И в этой основе, в «прахе», находятся все порождения всех четырёх упомянутых основ, как сказано: «… всё было из праха…» (Коhэлет 3:20).

Итак, мы объяснили порядок «сверху — вниз», а теперь объясним порядок «изнутри — наружу».

Основа «прах» состоит из десяти сфирот, их Кетер — самый внутренний и называется Йехида основы «прах». Внешнее, по отношению к нему, — Хохма, она же Хая, ещё более внешнее — Бина, которая Нешама. Ещё более внешнее — шесть концов Тиферет, Руах, а затем — Малхут, — нефеш основы « прах». И этот Малхут делится на десять его сфирот, и его внешний Малхут — это, собственно, материальная основа «прах», в котором нет никакой духовности, а только тёмная материя, называемая «неживое», а всё, что внутри него, называется нефеш (душа) «неживого». Таким же образом в основе «вода». В этой основе самый внешний Малхут называется «взращивающая вода», или «растительное» а всё, что внутри него, — это нефеш «растительного». И таким же образом в основах «воздух» и «огонь», которые суть «живое» и «говорящий». Но все четыре вместе составляют «неживое» — Нефеш, «растительное» — Руах, «живое» — Нешама, «говорящий» — Хая и «занавесь» — Йехида. И мы уже объясняли, что каждый аспект в них включает в себя все остальные.

Это ты найдёшь в речах философов под названием «силы» — они говорят, что в растительной душе есть питающая, притягивающая, переваривающая и отталкивающая силы; и так же они сказали по поводу души «живого», называемую движущей и чувствующей, — что в ней есть силы побуждения и уподобления, силы, создающие образы, и т. д. И подобным образом во всем.

Из всего вышесказанного выходит, что самый внешний Малхут в любом аспекте является «телом» этого аспекта, однако по-настоящему телом и тёмной материей называется только самый внешний, последний Малхут в мире Осия, как «сверху — вниз», так и «изнутри — наружу». И только эта точка является полностью материальной основой «прах». И это самое тёмное и материальное тело всех миров.


297 Дословно — «нет конца», то есть «Бесконечный».

298 Эту аллегорию разъясняет РаМХаЛь в книге «Путь древа жизни»: «Представь себе тлеющий уголёк, пламя которого заключено и сокрыто внутри, но если раздуть его, пламя разгорится и вырвется наружу, распространяясь вширь, и в пламени этом ты увидишь гамму оттенков, невидимых в угольке изначально, хотя все они из него вышли».

299 Во избежание путаницы: сфира и сфера суть разные вещи. Сфира — это каббалистическое понятие, требующего отдельного объяснения, а словом «сфера» мы переводим термин галгаль

300 «Разум».

301 «Окружающая».

302 Это названия планет: Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий и Венера.

303 Солнце и Луна.

304 «Занавесь».

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…