Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен понять его настолько, насколько позволяет его разум. Ему следует размышлять о путях Творца и Его качествах, чтобы прилепиться к ним.

«Поэтому йуд, подобный точке, указывает на святость, поскольку каждая вещь, в которой нет размера, указывает на нематериальное, на святость. Ведь у нематериального нет протяженности в пространстве» (Маараль, Нетив анедивут).

Буква йуд — это точка корня и источника распространения всех букв, которыми были сотворены небо и земля. Ведь все буквы являются распространением «первоначальной точки» по направлениям и размерностям. В точке находится потенциальная возможность любого развития в линию и плоскость. То же самое относится и к аспекту времени: «Буква йуд указывает на будущее». Раши: «Йуд сказано о мысли». Мысль есть корень будущего действия, и в Святом языке буква йуд в качестве префикса глагола указывает на будущее время.

Смысл буквы йуд: корень и начальная точка постепенного развития всей системы материального мира, а также цель — Грядущий мир, к которому придет это развитие в будущем. А в Гемаре (Менахот 29) сказано: «Это пришло сказать тебе, что праведники в то время будут немногочисленны, подобно тому, как мала буква йуд».

Смысл буквы эй: центральная точка, распространяющаяся в четырех направлениях — четырех измерениях материи. В этом суть эй — пятой буквы алфавита: соединение центральной точки, йуд, распространяющей измерение времени на четыре измерения материи — четыре стороны пространства. «Ибо все буквы состоят из одной части, кроме ה эй, состоящей из двух частей: ד далет и второй части, точки, которая находится внутри далет и делает из нее эй» (Маараль, Нетив анедивут).

У нас нет никакого постижения категории буквы йуд

Охват нашего постижения ограничен. Мы можем постичь только вещи, ограниченные измерениями времени и пространства. И подобно тому, как нет концепции времени и пространства в букве йуд, так нет у нас постижения Грядущего мира: «глаз не видел, Б-же, кроме Тебя, того, что Ты сделаешь ожидающему Тебя». Другими словами: у нас нет понимания ни корня возникновения нашего мира, ни его цели — Грядущего мира.

Наше постижение — в этом мире, в категории буквы эй

В этом и заключается смысл сотворения нашего мира буквой эй, — ведь именно этот мир дан человеку для служения, как сказано: «…а землю дал сынам человеческим». Человек должен понять его настолько, насколько позволяет его разум. Ему следует размышлять о путях Творца и Его качествах, чтобы прилепиться к ним. Необходимо изучать волю Творца — Тору — чтобы исполнять ее. С этой целью сотворена эта ограниченная система, которую человек способен постичь. Это управление ограничения, которое предпринял Творец, чтобы раскрыть Свою волю людям.

Буква эй в Святом языке выполняет также функцию определенного артикля. Он ставится, когда речь идет об уже известной нам вещи. Через эту букву мы можем воспринимать волю Творца в мире. Идя по этому пути, служитель Всевышнего достигнет Грядущего мира, категории буквы йуд.

Творец как бы говорит человеку: на (הא)тебе мой мир, работай над ним (слово эй הא в иврите означает междометие «на, бери»).

Когда человек постигает раскрытие Творца в этом мире, изучает Тору, размышляет о качествах и путях Всевышнего и идет по ним, он удостаивается Грядущего мира. Когда Тора рассказывает о сотворении мира, она называет шестой день творения יום השישי: перед словом «шестой» стоит определенный артикль эй. «Добавил эй к шестому дню… сказать, что поставил им (сотворенным) условие: мир продолжит свое существование, если евреи примут пять книг Торы» (Раши, Берешит 1:31). Эти духовные раскрытия, которые приходят из духовного мира, категории буквы йуд, постепенно спустились и сократились, чтобы раскрыться в этом мире, дабы мы смогли через них подняться из ограниченной материальной реальности этого мира — к реальности мира Грядущего. Именно это имеет в виду Маараль, говоря об особенности буквы эй, как бы состоящей из двух букв — йуд и далет (известно также, что далет указывает на получающего).

Это управление, находящееся в корне возникновения этого мира, — фундамент существования зла в мире, как мы уже объясняли. Но только так возможно дать человеку мир служения: сотворить в нем зло, чтобы человек выстоял в испытании, отринул и исправил эту категорию. «Почему этот мир создан с буквой эй? Потому что она выглядит как коридор: всякий, кто хочет выйти — выходит» (трактат Менахот). Только так может человек, обладатель свободы выбора, удостоиться Грядущего мира.

Невозможно достичь цели, — постижения раскрытия Единства Всевышнего, которое и является наслаждением и наградой Грядущего мира, категорией буквы йуд, — без того, чтобы пройти через материальный мир. В нем раскрывается отрицание всех видов зла, которое выглядит как отрицание Единства.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…