Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Война с Мидьяном была не первой войной евреев по дороге в землю Израиля: они уже успели победить два больших народа — Сихон и Ог — и взять себе всё их имущество.

В недельной главе Матот рассказывается о том, как пошли евреи войной отомстить неразумным Мидьянaм, с Божьей помощью их победили и вернулись с многочисленными трофеями.

И тут оказалось, что для того, чтобы пользоваться отнятой у неевреев кухонной посудой, нужно её сначала откашеровать: прокалить или прокипятить, чтобы уничтожить остатки еды, а потом ещё и в микву окунуть. Нам эта процедура сегодня хорошо знакома и кажется очевидной, а вот для них это было новостью.

И тут у внимательного читателя возникает неотвратимо простой вопрос — ведь война с Мидьяном была не первой войной евреев по дороге в землю Израиля: они уже успели победить два больших народа — Сихон и Ог — и взять себе всё их имущество. Так как же они пользовались сихоновскими кастрюлями и огнутыми ножами без кашерования?

Ведь необходимость кашеровать нееврейскую посуду — она очевидна! Это сегодня, когда мы пользуемся кастрюлями из нержавейки и современными моющими средствами, нам трудно понять, что же это кашерование очищает. А раньше, по-моему, можно было просто хорошо поскрести даже «чистый» казан и уже набралось бы остатков еды на средний завтрак. А если это прилипшая еда каких-то сихонцев, как евреи таким казаном без тщательного обжога пользовались?

Так уж эта история с (не)кашерной посудой была непонятна, что я даже поначалу испугался. И тут, слава Богу, пришло ко мне озарение, и я понял, суть дела. Кстати, я потом нашёл, что и Рамбан задаёт этот вопрос и отвечает так же. Поэтому про озарение я мог бы и не писать, просто привести объяснение «от Рамбана». Но решил всё-таки написать — чтобы вдохновить читателя на самостоятельные размышления.

Так вот, заметьте: с Сихоном и Огом евреи воевали, завоёвывая землю Израиля. И поэтому к завоеванным у них их землям и прочему имуществу относится то, что написано в книге Дварим 6:10:

וְהָיָה כִּי יְבִיאֲךָ יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר נִשְׁבַּע לַאֲבֹתֶיךָ לְאַבְרָהָם לְיִצְחָק וּלְיַעֲקֹב--לָתֶת לָךְ: עָרִים גְּדֹלֹת וְטֹבֹת, אֲשֶׁר לֹא-בָנִיתָ. וּבָתִּים מְלֵאִים כָּל-טוּב, אֲשֶׁר לֹא-מִלֵּאתָ, וּבֹרֹת חֲצוּבִים אֲשֶׁר לֹא-חָצַבְתָּ, כְּרָמִים וְזֵיתִים אֲשֶׁר לֹא-נָטָעְתָּ; וְאָכַלְתָּ, וְשָׂבָעְתָּ.

— Всевышний дал нам эту землю в подарок щедро — всю целиком, с домами, полными всякого добра, виноградниками и садами и т.п. И настолько щедро, что, как объясняют наши мудрецы в трактате Хулин 17а, этот подарок включал всё, чем были полны эти дома, кладовки и погреба. И даже «куски свиного мяса» можно было евреям есть с удовольствием. Что уж говорить о посуде.

А война с народом Мидьян — это совсем другая история. Те пришли сравнительно издалека, напали на нас — первыми, не с конвенциональным оружием, правда, но вполне агрессивно. И пришлось евреям отвлечься от завоевания земли Израиля, куда-то там идти воевать. Поэтому на посуду, которую они оттуда принесли распространяются не особенные законы, а обычные правила кашрута.

Давайте проанализируем эту ситуацию глубже. Мы все знаем, что человек, который нарушает законы Торы, наносит объективный вред и себе и всему миру. Особенно, когда он есть некашерную еду — это порождает в мире негативные духовные силы, которые стараются (и обычно вполне преуспевают) воспрепятствовать прохождению Божественного света в этот мир, отделить человека от Бога, внести зло, беспорядок и хаос.

Однако, когда евреи входили в землю Израиля, все эти правила почему-то не действовали. Или потому, что само соединение нашего народа и этой земли создало достаточное количество положительной духовной энергии чтобы нейтрализовать эти негативные силы, или Сам Всевышний вмешался и сбалансировал наш мир.

В любом случае, важно понимать, что речь тут идет не просто о временном послаблении в законах кашрута, а в этом проявляется явление космического масштаба — так же, как и физические законы принимают сингулярную форму, когда речь идет о скорости близкой к скорости света, так и законы Торы имеют особую форму, когда речь идет о соединении народа Израиля и земли, обещанной Всевышним нашим отцам.

К сожалению, многие этого не понимают. Начиная с того печального события, страшные последствия которого мы оплакиваем каждого девятого Ава и в наши дни — грех разведчиков, которые не верили, что еврейский народ сможет завоевать эту Землю. Речь там шла, конечно же, не о физической силе и о военной мощи: Бог помог бы им одолеть любого врага.

Просто они уж слишком хорошо выучили, что помощь Всевышнего обусловлена действиями евреев, выполнением заповедей, молитвой, изучением Торы…И это на самом деле так, но не в случае завоевания Земли Израиля. Там Моше обещал, что будут чудеса, как при выходе из Египта. А выход из Египта был ведь до получения Торы и поэтому он не был обусловлен ее исполнением.

Но по-настоящему правильный вопрос, это как использовать эту положительную энергию для того, чтобы приблизить еврейский народ к Торе и ко Всевышнему?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…