Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подчинение при полной свободе через полное подчинение всей личности воле Б-га составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея.

ГЛАВА ХХХIX

43. МОШЕ УВИДЕЛ ВСЮ РАБОТУ, И ВОТ! — ОНИ СДЕЛАЛИ ЕЕ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ Б‑Г, ТАК СДЕЛАЛИ. Моше проверил всю работу по ее завершению и заметил, что работа имеет две отличительные особенности. Во-первых, ועשו אותה, именно они выполнили ее; каждая часть, от мельчайшей до самой большой, передовала их цельную личность; их преданность, их добровольный энтузиазм, силу и энергию всего народа. Во-вторых, כאשר ציוה כן עשו «как Б-г приказал, так они и сделали». Их рвение и энтузиазм в целом и в каждой отдельной детали были полностью подчинены повелениям Б-га. Со стороны мастеров не было ни малейшей попытки внести в работу свои собственные идеи и свою собственную индивидуальность, добавляя или опуская что-либо. Напротив, каждый из мастеров почитал своим высшим достижением воплотить послушно, скрупулезно и точно не свою собственную идею, но идеи и повеления Б-га. Это добровольное, радостное повиновение, эта свобода в подчинении и это подчинение при полной свободе, которое заставляет с радостью осознавать собственную силу именно через полное подчинение всей личности воле Б-га, составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея. Это то, что характеризует человека как עבד ה' (раба Б-га).

Надежда на то, что эта особенность останется навечно запечатленной в поведении еврея выражена в завершающем стихе Молитвы Моше (Теилим 90:17) в качестве его самого страстного пожелания своему народу на будущее, а наши Мудрецы соответственно отмечают ее в связи с этим стихом Писания как содержание благословления Моше. Эта Молитва заканчивается словами: «Пусть Твое деяние станет явной для Твоих рабов и пусть останется Твоя слава с их детьми! Пусть блаженство нашего Б-га, нашего Г-спода, останется нашей долей; утверди работу наших рук на нас; и (как) работу наших рук, Ты утверди ее!» «Утверди работу наших рук на нас» — это свобода, а «(как) работу наших рук, Ты утверди ее!» — это подчинение. Лишь вместе, в тесном союзе, они могут дать нам то блаженство, которое Б-г готовит для нас, если мы посвящаем себя Ему как нашему «Господину».

Данный стих: «Моше увидел всю работу, и вот! — они сделали ее так, как повелел Б‑г, так сделали; и Моше благословил их» — это источник, из которого проистекают мысли Молитвы Моше. Поэтому Мудрецы говорят: «И Моше благословил их. Он сказал: Да будет воля (Б-га), чтобы Шехина расположилась на деле ваших рук, и да будет блаженство Б-га, нашего Б-га, на нас», и т.д. (Мидраш Танхума, Пекудей 11).

Глава XL

18. … С принятием Б-жественной Торы в среду Израиля, с достижением этого апофеоза еврейской миссии за все времена, с вхождением Славы Б-га в обитель, которую Израиль приготовил для этой Торы, книга Исхода из Египта подошла к концу. Эту цель Сам Б-г провозгласил в качестве предмета Своей работы по избавлению. Основание Святилища Его Торы, принятие этой Обители Торы в свою среду и приверженность этой Торе, которую символизировал жертвенник, сделали нацию Народом Б-га. А присутствие облака над Святилищем Торы днем и огня ночью «перед глазами всего Дома Израиля во всех их переходах» провозглашало «всему Дому Израиля», старым и малым, что, если, как возвещали стол, менора, жертвенник и вышитые херувы, обращаться с Б-жественной Торой с «все возрастающей свежестью, с твердостью и стойкостью чистого золота», если принимать «материальное и духовное счастье» только из рук этой Торы и посвящать себя исполнению этой Торы, тогда херувы Б-жественной свиты зримо и незримо сойдут, чтобы принести защиту и благословение. Это не должно быть «верой», милосердно изобретенной для утешения в земной жизни, но «знанием», убеждением, основанным на определенности активного опыта. Сказал Б-г: «Вы узнаете на опыте, что Я, Б-г, ваш Б-г, выведший вас из под египетского гнета, чтобы взять вас к Себе быть Моим народом». Не только тогда и однажды Я вывел вас из-под египетских тягот, но Я навеки останусь вашим Б-гом, ведя вас, защищая и благословляя Своей близостью.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…