Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чудеса естественны и изначально заложены в план Творения. Вера, появившаяся благодаря им, — не исключение из правил.

Обратим внимание на два комментария: первый завершает книгу р. Моше Софера «Торат Моше», второй — завершает книгу его сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Сойфера «Ктав Софер». Оба толкования связывают последние и первые слова Торы, читающиеся, как известно, подряд в праздник Симхат Тора, когда Чтение Свитка завершается и сразу же возобновляется.

«И не восстал (ве-ло кам ולא קם) более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта над фараоном, и над всеми его слугами, и над всей землей его, и при всей крепкой руке и при всём страхе великом, что совершил Моше перед глазами всего Израиля.

В начале создал Б-г небо и землю».

Раби Моше пишет: «Объясняется это в связи с тем, что приводится (в Мидрашах): условился (hитна התנה) Вс-вышний с “Деянием Первозданным” (с только что созданным миром): всё создаётся на том условии, что при необходимости Творение изменит свою природу (т.е., если потребуется, в мире будут происходить сверхъестественные явления).

И из-за этого написано: “При всех знамениях и чудесах… и при всей крепкой руке”, — тут, в этом отрывке в конце Торы упоминаются (так объясняются слова “знамения”, “чудеса” и “крепкая рука” — напр., см. Раши) Рассечение Моря, Десять казней египетских (т.е. сверхъестественные явления), которые “совершил Моше перед глазами всего Израиля”, и сразу после этого читается (в начале Торы, и таким образом завершение связано с началом): “В начале создал Б-г небо и землю”, т.е. в начале сотворения поставлено условие возможности сверхъестественного, упомянутого в только что прочитанном конце Свитка».

Сын раби Моше р. Авраам-Шмуэль-Биньямин пишет: «Видится мне, что так соединяется конец Торы с началом: ведь “не восстал более в Израиле пророк как Моше” — именно потому, что благодаря Моше евреи обрели веру, им открылось, что Б-г — Создатель мира (и об этом написал р. Моше бен Нахман: упоминание Исхода из Египта при изложении заповеди Шабата учит, что о сотворении мира, связанном с Субботой, мы узнали благодаря чудесам Исхода — тогда Творец изменял природу вещей, а значит — создал всё, и в Его Силах изменять это при необходимости), и всего этого удостоились благодаря Моше, и он, как начавший это (т.е. первым открывший эту истину евреям), удостоился высочайшего уровня, ибо его “знал Б-г лицом к лицу”… И об этом сказано: “И не восстал более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта”, — т.е. Моше был послан ещё до того, как возникла в евреях эта вера, и благодаря этому стало ясно всему Израилю, что “в начале создал Б-г небо и землю”, поэтому — “не восстал более” такой, как Моше, способный соединить конец Торы с её началом».

Оба завершающих комментария, казалось бы, говорят об одном: конец и начало Торы соединяются упоминанием о чудесах, связанных с Сотворением мира. Однако р. Софер-отец говорит об изначальной «запрограммированности» сверхъестественного, упоминая только условие, поставленное Творцом, а р. Софер-сын концентрируется на заслугах Моше, говоря, что чудеса Египта дали народу веру в Сотворение мира.

Можно сказать, что р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, прекрасно знавший книги своего отца, дополняет и разъясняет краткий комментарий р. Моше. Действительно: зачем потребовалось «условие при Сотворении»? Ведь Создатель может изменять природу в любой момент по Собственной Воле и без изначальных договорённостей.

Чтобы ответить на это, в книге «Ктав Софер» отмечается: сверхъестественное понадобилось для укрепления веры в первом, главном поколении нашего народа, и поэтому изначальное условие было необходимо. Ведь, узнав, что сами чудеса — естественны, изначально заложены в план Творения, мы понимаем, что и вера, появившаяся благодаря им — не исключение из правил, не особое чудесное отличие, а — как и причина её возникновения — явление естественное, изначально входящее в систему мироздания.

Из «Книги для изучения Торы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…