Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к Каббале всегда было неоднозначным. Виленский гаон, знаток тайного учения, строго ограничивал круг своих учеников.

Гаон из Вильны был самым большим знатоком кабалы своего времени. Он изучил и разъяснял секреты Зоара и святых традиций еврейского мистицизма. Он занимался кабалой с такой интенсивностью и проникновением, как никто из его современников. Многие из его комментариев к Торе были выражены в кабалистических понятиях. Хотя многие протестовали против массового изучения кабалы из-за эксцессов периода Шабтая Цви, их критика никогда не относилась к Гаону, поскольку он строго ограничивал круг своих учеников зрелыми учеными, имеющими право проникать в тайны Торы.22

В литовских ешивах, основанных наследниками школы Гаона, никогда формально не преподавали кабалу. Но те же оппоненты популяризации кабалы в хасидизме никогда не сомневались в правильности того, что делал Гаон, говоря на те же темы. Тот факт, что он сочетал мистику с рациональным подходом к Торе и жизни и показывал их истинную гармонию, считается одним из его величайших достижений.23

По иронии судьбы сам Гаон приобрел репутацию чудотворца. Многочисленные рассказы о его сверхъестественной силе и чудесах хорошо документированы независимыми источниками.24 Важно отметить, что сообщая обо всех этих уникальных событиях, его сыновья и ученики приписывают эту силу исключительно скромности Гаона и его знанию Торы.25 Сыновья Гаона говорили: «Величие Творца проявилось в том, что Он короновал этого великого человека короной Торы… Это помогало ему сверхъестественным образом узнавать и контролировать события.26

Летом 1794 года русская армия, в очередной раз пытаясь завоевать Польшу и Литву, заняла Вильну. Когда евреи молились в главной синагоге Вильны во время артиллерийского обстрела города, Гаон публично заверил их в том, что с ними ничего не случится. В этот момент ядро угодило в крышу синагоги и осталось на чердаке, не упав внутрь и не взорвавшись. Это чудо Гаона вспоминали в Вильне еще много десятков лет после его смерти.»27

Гаон умер девятнадцатого тишрея, на пятый день праздника Суккот 1797 года и был похоронен на большом кладбище в Вильне.29 Его дело продолжали дети и братья. Его сыновья: рав Иегуда Лейб, рав Авраам30 и рав Шломо Залман. Его зятья: рав Моше из Пинска, рав Ури из Дуброва, рав Цви Гирш из Дудина; его братья: рав Авраам,31 рав Иссахар Бер, рав Меир из Янишака и рав Моше из Паджелвы — все они сохранили его мысли и работы. Они издавали и публиковали его сочинения и распространяли его идеи и влияние в Литве, Латвии, Белоруссии, литовской Польше и Пруссии. Его основные ученики, сохраняя верность ему, изменили лицо и направление значительной части еврейства.

Среди них надо упомянуть братьев рава Залмана и рава Хаима из Воложина,32 рава Биньямина Ривлина из Шклова,33 рава Исраэля Ривлина из Шклова,34 братьев рава Менахема Менделя35 и рава Симху Бунима из Шклова,36 рава Шломо из Вилькомира37 и рава Яакова Кагане. Многие современники считали его своим учител ем, хотя не учились непосредственно у него. Такими были, например, рав Авраам Данциг,39 рав Шмуэль Авигдор,40 рав Арье Мейтес 41 и рав Барух Шик из Шклова.42 По большому счету, все еврейство стало его учениками. Редко один человек оказывал такое глубокое влияние на свой народ. Гаон был продолжателем традиции Раши, Маймонида, рава Йосефа Каро и рава Моше Исерлеса. Он был гигант среди гигантов. Благородная сень рава Элиягу покрыла все еврейство, а его традиция служила примером еврейской учености, этики и поведения, руководством для будущего всего еврейского народа.


21 См. Рав пеалим сына Гаона, рава Авраама, который цитирует (на стр. 29) слова своего отца о том, что тот написал тридцать книг комментариев к Зоару и не постеснялся бы представить их самому раби Шимону бар Йохаю, одному из мудрецов Мишны (II век н.э.) и автору Зоара, самого выдающегося, основополагающего произведения Кабалы.

22 Двух из его выдающихся современников, рава Йонатана Эйбишица и рава Моше Хаима Луццато критиковали за кабалистическую деятельность. Но Гаон упорно защищал их обоих, боролся и способствовал их оправданию.

23 См. Ландау, Гаон.

24 Рассказывают, что он передумал создавать голема («говорящего робота»), когда ему еще не исполнилось 13 лет (Введение рава Хаима из Воложина к Сифра децниюта)\ он помогал изгонять духов (как пишет рав Шаул из Вильно, рекомендуя эту книгу) и так далее…

25Ландау, Гаон…

26Введение к Беур аГра к Йорэ деа.

27 Hoax Гилель Штайншнайдер, Ир Вильна, стр. 50.

29 Его останки перенесли со старого кладбища в 1946 году, а на территории кладбища местные власти разбили спортивный парк. Даже мертвые евреи — объекты ненавистнической программы антисемитизма. Его новая могила была приведена в порядок и памятник перестроен в 1960 году усилиями рава Пинхаса Тайца из Элизабета, НьюЙорк. Как сообщают, оэль — усыпальница Гаона содержит также останки его жены, его сына рава Авраама и Авраама бен Авраама, Гера цедека (праведника, принявшего иудаизм, — из рода богатейшего и знатнейшего польского магната графа Потоцкого) из Вильны.

30 Автор Рав пеалим, энциклопедии мидрашей, и других работ. Он опубликовал несколько работ Гаона со своими предисловиями.

31 Автор Маалот аТора, известный раввин в Литве.

32 Эти братья были легендарными фигурами в литовском еврействе. Рава Залмана воспринимали как ведущего ученика Гаона в Торе и благочестии, но он умер очень рано. А его старший брат рав Хаим в наибольшей мере может считаться преемником Гаона как ведущий авторитет Торы в Литве и Белоруссии. Он основал ешиву в Воложине и стал духовным отцом современного пути развития ешив.

33 Автор Гвии гвиа акесеф, лидер учеников Гаона в Шклове.

34 Автор Пеат ашулхан, духовный отец Старого ишува, возрожденных еврейских поселений в Цфате и Иерусалиме в 19 веке.

35 Он отвечал за публикацию многих рукописей Гаона, таких как комментарий к Мишлей (Притчам).

36 См. Алиет Элиягу. Эти два брата были среди основателей Старого ишува в Палестине.

37 Сыновья Гаона считали его вторым среди учеников Гаона вслед за равом Хаимом из Воложина.

38 Автор Геон Яаков к трактату Эрувин, зятя брата Гаона Иссахара, считалось, что он точно понимал учения своего учителя.

39 Автор знаменитого галахического произведения Хаей адам.

40 Главный раввин Вильны и лидер противостояния хасидизму в 1780 году.

41 Известный ходатай (штадлан) за евреев Вильно.

42 Скорее знакомый Гаона, чем его ученик, он был дедом двух белорусских светил Торы: братьев рава Яакова, автора Мишкенот Яаков, и рава Ицхака Фридмана, автора Керен Ора из Карлина.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…