Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Миллионы людей, затаив дыхание, следят за ходом выборов. Дорогостоящая и громкая предвыборная кампания завершена, и теперь избиратели ждут результатов.

Кандидаты в президенты США придерживаются диаметрально противоположных взглядов на экономику, социальную сферу, внешнюю политику, и т. д. и т. п. Казалось бы, перед нами — очередные судьбоносные выборы на нынешнем витке истории.

Откроем ТАНАХ. «Сердце царя — в руке Г-спода, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притчи царя Соломона 21:1). Что имеется в виду? Неужели главы государств являются всего лишь марионетками в руках Б-га?! Зачем же мы тратим время на поход к избирательному участку?

Каждый человек обладает свободой выбора (см. Рамбам, «Законы раскаяния», гл. 3), но эта свобода не является чем-то абсолютным. Несмотря на то, что Всевышний дает каждому человеку способность отличать хорошее от плохого и принимать решения самостоятельно, такая функция может быть ограничена Свыше, когда речь идет о лидерах, ответственных за целые страны и народы.

По сравнению с рядовыми гражданами, главы государств обладают колоссальной силой и удостаиваются невиданного почета. Поскольку одно-единственное решение, принятое тем или иным лидером, может изменить ход истории, Творец иногда лишает сильных мира сего свободы выбора (см. комментарий Абарбанеля к 45-й главе книги «Берешит»).

Подтверждением этого правила являются события, предшествовавшие исходу из Египта. Всевышний пообещал освободить рабов, продемонстрировав окружающим «…огромные знамения и чудеса». Чтобы сделать это, Он «отяжелил сердце фараона», вынудив его упорно и бескомпромиссно отказывать евреям в праве на Исход. Слова Моше «Отпусти народ мой» не возымели должного влияния именно потому, что так хотел Б-г.

Когда в конце 70-х премьер-министр Израиля Менахем Бегин посетил Нью-Йорк, он принял решение встретиться с еврейскими духовными лидерами того времени. На встрече с раввином Яаковом Каменецким Бегин упомянул о проблемах с сердцем и попросил помолиться за свое выздоровление. Раввин ответил: «Вам не нужны наши молитвы. Сердца царей — в руках Г-сподних».

Как всё вышесказанное связано с нынешними выборами? Ход истории определяют не коалиционные соглашения и не партийные платформы. «Сердце царя — в руке Г-спода, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Мидраш объясняет: вода, которую налили в сосуд, может быть наклонена в любую сторону. Сердце человека, занявшего высокий пост, находится в руках Творца.

Это, разумеется, не означает, что мы должны равнодушно взирать на происходящее и уклоняться от голосования. Именно благодаря свободе выбора мы обязаны сделать всё необходимое для того, чтобы оказать положительное воздействие на мир.

Мидраш «Ялкут Шимони» (Мишлей 21) приоткрывает завесу над тайнами Б-жественного управления — Всевышний склоняет правителя к тем или иным решениям в зависимости от желаний и морального облика подданных. Если поколение достойно этого, Б-г склонит сердце лидера к принятию хороших и полезных решений. Если же поколение оказалось недостойным, сердце лидера будет злым и жестоким. Как говорится, каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает…

Именно поэтому нынешние — и любые другие — выборы так важны. Выбирая лидеров, мы выбираем свою судьбу. Политические решения того или иного кандидата не противоречат воле масс — они лишь демонстрируют нашу собственную свободу выбора.

Не столь важно, кто победит в нынешней предвыборной гонке. Главное, что конечный результат находится в руках Небес.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…