Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Согласно еврейской традиции, мир создан по схеме, которая пронизывает все его элементы. Эта схема имеет множество ответвлений, уровней и деталей внутри деталей, которые выстраиваются в практически бесконечную цепь.

Согласно еврейской традиции, мир создан по схеме, которая пронизывает все его элементы. Эта схема имеет множество ответвлений, уровней и деталей внутри деталей, которые выстраиваются в практически бесконечную цепь. Однако в рамках нашей дискуссии мы обсудим только один аспект одной важной грани этой схемы.

В основе своей эта схема содержит три элемента. Обсуждая в последующих главах вопросы практической жизни, мы будем рассматривать взаимодействие иногда первых двух, иногда двух вторых, а в некоторых случаях всех трех элементов, но все они присутствуют повсюду, в каждом вопросе. В рамках этой книги невозможно затронуть каждую деталь, и читателю придется самому исследовать отдельные темы, чтобы максимально полно выявить в каждой из них изучаемую схему. Это занятие само по себе является хорошим упражнением в изучении Торы; польза его поистине неоценима.

Эти главные элементы с трудом поддаются описанию; никакие слова не могут передать их сущность с достаточной точностью. При обсуждении мистических истин мы вынуждены «ходить вокруг да около», пока не «провалимся в них». Когда мы неожиданно улавливаем их сущность, она вдруг проявляется с предельной четкостью и кажется удивительно простой, но ее необходимо также уяснить изнутри, иначе она не будет до конца понята.

Говоря простым языком, речь идет о следующих трех элементах.

Первый элемент — это точка отсчета, переход от ничего к чему-то. Ее по-разному называют: момент творения, мужское начало или полюс реальности, номер один, правая рука. Она воплощена в личности Авраама-авину (праотца Авраама). Это первичная вспышка энергии, с которой начинается любой процесс. Она неделима по определению. Тора говорит о ней в описании первого дня Творения: «И был вечер, и было утро, йом эхад — день один». Не сказано: «первый день» — по аналогии с последующими днями Творения: «день второй», «день третий», потому что в своей первичной основе он вовсе не первый, не часть начинающегося процесса дифференциации, а просто — «один».

Второй элемент — это уже сам процесс, конденсация энергии творения в осязаемые формы. Это расширение вспышки начала, ее переход в материю, имеющую свои пределы. Второй этап выражен в женских категориях: номер два, левая рука. Он воплощен в образе Ицхака-авину, нашего праотца Ицхака.

Эти две энергии парадоксальны и противоложны. Первая относится к бесконечности, вторая — конечна, ограниченна. Первая — неделимое единство, вторая — раздроблена, фрагментарна. Трудно подыскать две другие подобные концепции, так далеко отстоящие друг от друга, настолько взаимоисключающие. И отсюда вытекает загадка третьего элемента, который дает разрядку этому космическому напряжению. Третий элемент — гармония противоположностей; но его таинство и магия находятся на более глубоком уровне, где выясняется, что на самом деле никакого конфликта не было. Первое и второе измерения сливаются друг с другом, образуя новую реальность, которая их в какой-то мере объединяет, сохраняя, однако, за ними возможность полного независимого самовыражения. Из всех трех элементов этот третий труднее всего поддается словесному описанию; его можно только ощутить. Однако он косвенно проявляется в таких явлениях жизни, как гармония, равновесие, возвращение к источнику, правда или крепкий брак. Он — номер три, центр организма, и в нем воплощается энергия Яакова-авину (праотца Яакова) в этом физическом мире.

Как уже говорилось, цель нашей дискуссии не в том, чтобы проследить корни и ветви этих идей, а в том, чтобы понять, как применить их в мире человеческого опыта. В плоскости эмоций первый элемент доставляет удовольствие; он заряжен энтузиазмом нового творения, открытием чего-то неведомого. Второй элемент требует работы и болезненных усилий; он содержит в себе боль потенциально бесконечного сокращения до ограниченных пропорций, принесение в жертву всей созидательной энергии, которую не удалось кристаллизовать, втиснуть в ограниченные рамки пространства и времени; в нем заключена боль отделения от чистого источника. Наконец, третий элемент — истинная, зрелая человеческая радость. Это счастье разрешения сомнений, глубинное чувство, возникающее в момент, когда мы вдруг осознаем, почему то, что мы считали жестокостью, в действительности оказалось милосердием. Это радость получения заработанной награды. Естественное выражение первой фазы — исступленный восторг; второй — боль, и третьей — переход в другое измерение, за пределы физической реальности.

Для ясности рассмотрим один конкретный вариант применения этой системы. Описывая подобные явления, мистические источники пользуются физиологическими аналогиями. Они говорят, конечно, о высшей реальности, но поскольку физический мир является точным отражением духовного мира, можно понять духовные явления, оперируя физическими субстанциями. В этом плане наилучшей иллюстрацией может служить физическое и биологическое взаимодействие мужского и женского начал. Для развития человеческого существа, что является, вероятно, высшим и важнейшим процессом в мироздании, требуются отец и мать. Мужской вклад в этот процесс беспредельно мал с точки зрения пространства и времени; он заключается лишь в формировании генетического кода нового человека и больше ни в чем. Мужское участие не несет в себе ни труда, ни боли. Это всего лишь вспышка начала. Женский вклад противоположен по своей сути. Он включает в себя расширение в пространстве и во времени, ибо физическое формирование ребенка происходит в организме матери и занимает много времени. Оно сопровождается усилиями и болью. Крошечный дар генетического кода преобразуется в физические формы внутри материнского тела. И вот, наконец, рождается ребенок. В нем слились воедино отец и мать, оба неповторимых компонента преобразовались в третий — в новое человеческое существо, которое выйдет за рамки родительского поколения и станет новым поколением.

Эту модель мужчины и женщины и их взаимодействия на всех уровнях — биологическом, эмоциональном и духовном — надо держать в памяти как главную иллюстрацию изучаемой нами схемы. Эта схема является основой, все остальное — варианты ее применения.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…