Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди для священников и левитов

166-я заповедь – запрещение коэну становиться ритуально нечистым, участвуя в погребении кого-либо, кроме ближайших родственников, перечисленных в Писании. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Скажи коэнам, сынам Аарона...: никто из них пусть не оскверняется прикосновением к умершим из своего народа. Только ближайшими родственниками: матерью, отцом, сыном и дочерью, братом и сестрой... не бывшей замужем, можно ему оскверняться” (Ваикра 21:1-3).

И коэн, который, нарушив этот запрет, “осквернился” другими умершими, кроме шести, заповеданных ему Торой, – карается бичеванием.

Эта заповедь не распространяется на женщин. Устная традиция разъясняет (Сифра, Эмор): “...Сынам Аарона”, но не дочерям Аарона”.

 

 

 

167-я заповедь – запрещение первосвященнику находиться под одной крышей с умершим, и даже с умершим из ближайших родственников, в погребении которых обычным коэнам заповедано участвовать. И об этом речение Ашема: “И ни к какому умершему не должен он подходить” (Ваикра 21:11).

И если первосвященник “осквернил себя” даже умершим отцом или матерью, он карается бичеванием.

 

 

 

168-я заповедь – запрещение первосвященнику, принимать ритуальную нечистоту от любого умершего и любым образом: прикасаясь к нему или поднимая ложе, на котором находиться тело умершего. И об этом речение Ашема: “...И отцом и матерью пусть не оскверняет себя” (там же). 

Ты можешь подумать, что запрет, выраженный в этом речении, представляет собой ту же заповедь, что и предыдущий (НД 167), а слова “...отцом и матерью пусть не оскверняет себя” только поясняют и конкретизируют более общий запрет “Ни к какому умершему не должен он подходить”. Но это не так – это две самостоятельных заповеди: первая – “не должен он подходить” (запрет находиться с умершим под одной крышей), а вторая – “пусть не оскверняет себя” (запрет принимать ритуальную нечистоту, прикасаясь к умершему или поднимая ложе, на котором он находится). И сказано в Сифре (Эмор): “Первосвященник карается за нарушение запретов “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя” – за нарушение каждого по отдельности”.

 

 

 

И еще установили мудрецы с помощью метода гзера шава, что обычному коэну так же запрещено преступать запрет “не должен он подходить”. Сказано (Сифра, Эмор): “Первосвященнику запрещено становиться ритуально нечистым от умерших, и к нему обращены два запрета Торы: “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя”. И поскольку обычному коэну тоже запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, действие запрета “не должен он подходить” распространяется на него (ведь, согласно закону Торы, пребывающий с умершим под одной крышей становится ритуально нечистым, даже не прикасаясь к его телу и не приподнимая его ложа).

По причине, разъясненной во “2-ом принципе”, мы не выделяем запрет обычному коэну находиться под одной крышей с умершим в качестве самостоятельной заповеди (поскольку этот запрет не выражен в Торе прямо, но выводится с помощью одного из “13 методов толкования”). Однако в отношении первосвященника это две самостоятельные заповеди, так как каждый из запретов выражен в отдельном речении – “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя”; и речение “не должен он подходить” запрещает первосвященнику иные действия, чем речение “пусть не оскверняет себя”, как нам разъяснили носители традиции, сказав: “Первосвященник карается за нарушение запретов “не должен он подходить” и “пусть не оскверняет себя” – за нарушение каждого по отдельности”.

 

 

 

169-я заповедь – запрещение колену Леви брать надел в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли и надела среди Израиля” (Дварим 18:1).

 

 

 

Сто семидесятая заповедь – запрещение всему колену Леви принимать участие в дележе добычи, полученной при завоевании Земли Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли и надела среди Израиля” (там же). И сказано в Сифри (Шофтим): “Доли” – при разделе добычи, “надела” – при разделе земли”.

 

 

 

И возможно, ты возразишь мне, сказав: почему ты учитываешь эти запреты – запрет брать надел в Земле Израиля и запрет брать долю в добыче – в качестве двух самостоятельных заповедей, ведь оба они выражены в одном речении, и это – лав шебихлалут (обобщающий запрет Торы), который, как разъяснено в предисловии (9-ый принцип), учитывается в качестве одной заповеди?!

Знай, что, поскольку один из этих запретов выражен также и в отдельном речении – “Надела не будет у него среди его братьев” (Дварим 18:2), мы видим: это две самостоятельные заповеди. Одна из них – запрет получать долю от добычи, выраженный в речении “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви, доли... среди Израиля”, а другая – запрет брать надел в Земле Израиля, выраженный также и в речении “Надела не будет у него среди его братьев”.

И оба эти запрета повторены в отношении коэнов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аарону: “В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них – Я – твоя доля и твой надел среди сынов Израиля” (Бемидбар 18:20). И объяснено (Сифри, Корах): “В земле их не получишь надела” – в час раздела земли; “...и доли не будет у тебя среди них” – при разделе военной добычи”.

И возможно, тебе покажется, что два эти запрета, обращенные к коэнам, так же должны учитываться в качестве двух самостоятельных заповедей.

Знай, что поскольку более широкий запрет обращен ко “всему колену Леви”, он распространяется также и на коэнов. А повторен запрет в отношении коэнов только для усиления. И подобно этому, в большинстве случаев, когда тот или иной запрет повторен в Писании в отношении некой частности, которая уже включена в более общий запрет, – это сделано для того, чтобы усилить общий запрет или дополнить его, если закон не постигается полностью из одного речения.    

И если бы мы учитывали запрет, обращенный к Аарону, – “В земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них” – в качестве самостоятельной заповеди, наряду с заповедями “Да не будет у коэнов и левитов, у всего колена Леви...”, – то тогда мы должны были бы учитывать и запрет брать в жены разведенную, профанированную и блудницу, обращенный к первосвященнику (НД 161), в качестве трех самостоятельных заповедей, помимо трех аналогичных заповедей, обращенных ко всем коэнам (НД 158-160), и, следовательно, включающих также первосвященника. А если кто-то скажет, что так, действительно, и следует вести счет, заметим ему: в таком случае, мы вынуждены будем признать, что первосвященник, взявший в жены разведенную, карается бичеванием дважды – один раз за то, что он нарушил запрет, обращенный ко всем коэнам, а он тоже коэн; второй раз за то, что он нарушил дополнительный запрет, обращенный только к первосвященнику. Однако в трактате Кидушин (77а) уже разъяснено, что коэн, взявший в жены разведенную, наказывается лишь однократно (т.е. получает 39 ударов). Из этого следует, что в расчет принимается только более широкий запрет, а все прочие, более узкие, запреты лишь добавляют какие-либо нюансы к закону и дополняют его, как мы разъясняли, комментируя  161-ю и165-ю запрещающие заповеди.

И к этому же разряду относятся запреты , обращенные к коэнам: “Да не делают они плеши на голове своей и краев бороды пусть не обривают, и на теле не делают надрезов” (Ваикра 21:5), – ведь все три этих запрета обращены в других речениях ко всему народу Израиля (НД 171,44-45). Ашем сказал: “Не порть края своей бороды” (Ваикра 19:27), “Плеши не делайте над глазами своими по умершим” (Дварим 14:1), “Царапин по умершим не делайте на своем теле” (Ваикра 19:28). И эти запреты повторены в отношении коэнов только для того, чтобы дополнить соответствующие законы, как разъяснено в конце трактата Макот (20а), где подвергнуты анализу три эти заповеди.

И если запреты, обращенные к коэнам, были бы самостоятельными заповедями, а не просто дополняли бы более общие запреты, – то тогда коэн, нарушивший какой-либо из этих запретов, карался бы бичеванием дважды: один раз в качестве еврея и еще раз в качестве коэна, – но это не так: за нарушение каждого из этих запретов коэн наказывается лишь однократно, подобно любому еврею, как разъяснено в соответствующем месте.

Пойми этот принцип и следуй ему.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…