Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы не ощущаем милость Всевышнего, поскольку привыкли к ней. Чтобы ощутить благодарность Творцу, надо почувствовать себя приемным сыном.

Рав Бенцион Зильбер

В нашей недельной главе говорится о жертвоприношениях. Есть жертвоприношения обязательные, например, хатат: человек, согрешивший по ошибке, обязан принести за свой грех жертву хатат. Но есть и другие жертвоприношения, необязательные — ола, шламим. О них сказано: «Когда кто из вас [хочет] принести жертву Господу…» и далее описывается, что следует делать.

Возникает вопрос: почему были даны необязательные заповеди? В чём здесь желание Всевышнего? В повелениях перечислены те действия, которых Всевышний желает от нас, в запретах — те действия, которые Ему отвратительны. А что же с «факультативными» заповедями? Если Всевышний желает, чтобы мы их выполняли, почему в Торе не сказано, например, что каждый человек раз в два месяца обязан приносить жертву шламим?

Итак, в чём смысл и содержание необязательных заповедей? (Вопрос задал Рав Каневский — Стайплер).

Одна из заповедей, данных нам Б-гом, — любить Б-га. А, как говорят, «сердцу не прикажешь». Кто-то горит любовью к Всевышнему, а у кого-то сердце, как камень, ничего не ощущает.

Наши мудрецы указали несколько путей пробудить в себе любовь к Б-гу.

Рамбам предлагает созерцать природу, постигать её величие, удивительную, великую мудрость, выраженную в ней. Такое созерцание приводит к восхищению и любви к Всевышнему.

Рабейну Бахья в своей книге Ховот а-Левавот говорит о другом пути. Человеку следует задуматься о всём добре, которое сделал ему Всевышний, о самых простых вещах: о том, что мы обладаем зрением, слухом и т. д., о том, что у нас есть пропитание. Рабейну Бахья приводит такой пример. Сравним двух мальчиков, растущих в одной семье. Одного подобрали на улице, когда он был бездомным, взяли в дом, начали заботиться о нём. Другой — сын хозяев дома, родился в этой семье. Кто ощущает бóльшую благодарность к хозяевам? Конечно, приёмыш. Сын принимает заботу, тепло, пищу, кров как должное, как то, что положено ему по праву. Мы не ощущаем, насколько велика милость Всевышнего к нам, поскольку привыкли к ней, считаем, что всё так и должно быть. Чтобы ощутить благодарность и любовь к Всевышнему, стоит почувствовать себя «приёмышем».

Есть и третий путь. Сказано в мидраше Дэрех Эрец Зута: «Хочешь любить ближнего? Старайся делать ему добро».

Когда мы любим кого то, мы стремимся делать приятное тому, кого любим. Верно и обратное: если мы заботимся о ком то, делаем ему добро, то начинаем его любить. Чем больше делаем для кого то, тем больше его любим.

Рав Деслер приводит пример. Во время войны члены одной семьи оказались разлучены: отец с сыном остались по одну сторону фронта, а мать по другую. Когда семья воссоединилась, оказалось, что любовь отца к сыну глубже, чем любовь к нему матери, т. к. отец заботился о нём всё это время.

Известно, что человек больше «пробуждается» от действий, которые совершает добровольно, по воле своего сердца, чем от тех действий, которые он совершать обязан.

По-видимому, это одна из причин того, что человек, пробуждаясь и возвращаясь к Торе, испытывает большое воодушевление и великую любовь к Б-гу. Возвращаясь к Торе, поначалу человек ощущает: он делает то, что не обязан, соблюдает заповеди из любви, а не по обязанности. (В действительности он всегда был обязан соблюдать мицвот, но по ощущению — делает подарок).

Возможно, именно для этого Тора и дала нам необязательные заповеди: чтобы, действуя по желанию своего сердца, человек смог пробудить в себе любовь к Б-гу, сделать «подарок» Всевышнему.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…