Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выход из Египта произошел преждевременно. Еврейский народ переживал духовное падение, и Творец осуществил обещание, данное Яакову.

Одним из ключевых моментов нашей недельной главы является погоня египтян за евреями. Рабы, которые обрели долгожданную свободу и опасались войск фараона, воочию увидели, как Всевышний утопил казавшиеся непобедимыми колесницы и их грозных всадников. О корнях отношения Б-га к еврейскому народу пишет раби Йосеф-Дов Соловейчик в книге «Бейт а-Леви». Он обращает внимание на следующие слова в главе «Ваигаш», которые Творец произнес, обращаясь к Яакову: «Не страшись спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя, также возведу» (Ваигаш 46:3).

Чего именно опасался Яаков? Он ведь знал, что евреям уготовано изгнание, а потому нет смысла бояться неизбежного. Наш праотец боялся не изгнания, а его результатов: Египет был страной идолопоклонников и колдунов. Присутствующие там силы духовной нечистоты могли нанести потомкам Авраама невосполнимый ущерб. Поэтому Яаков предпочитал, чтобы изгнание проходило в другой, менее испорченной стране.

Всевышний обнадежил его — Я Сам спущусь с еврейским народом в Египет. Твои опасения небеспочвенны: там сыны Израиля могут пасть духовно до такой степени, что еще миг — и выводить будет некого. Ведь выводить надо потомков наших праотцев, связанных с праотцами духовно. А они могут утратить эту связь. И поэтому Я выведу их оттуда раньше срока, если в этом будет необходимость.

Но они должны были находиться в изгнании определенное время. А если они деградируют и их надо будет вывести раньше срока? Что же будет с теми годами изгнания, которые они должны были пройти, но не прошли? Те годы они «восполнят» в последующих изгнаниях. На это, согласно «Бейт а-Леви», намекает повторение: «возведу тебя, также возведу» — «выведу» дважды.

Так оно и случилось. Вместо положенных 400 лет рабство длилось 210 лет. Этот 400-летний период можно было отсчитывать буквально, с момента прихода евреев в Египет. Но Всевышний начал отсчет с момента рождения Ицхака. Когда Творец увидел, что евреи находятся на низком духовном уровне и, если оставить их в Египте и дальше, некого будет выводить, Он освободил их от пут фараона раньше срока. А оставшиеся годы изгнания и страданий они «наверстают» в последующих изгнаниях.

Обещание спуститься в Египет вместе с народом Израиля Б-г дал не частному человеку, а целому народу. Всевышний незримой цепочкой соединил Свою славу и Свой статус со статусом евреев. В Иерусалимском Талмуде в трактате «Таанит» приводится следующая аналогия — человек боялся потерять ключ и, чтобы этого не произошло, привязал к нему цепочку. Слава Б-га и знание о Нем в этом мире прямо связано с еврейским народом. Когда евреи на высоком уровне, Б-г совершает для них чудеса и Его слава видна всему миру. А когда евреи унижены, то и слава Б-га проявляется в этом мире не так явно. Связав Свою славу с положением еврейского народа, Б-г обеспечил евреям вечное существование.

Когда евреи расположились у Пи а-Хирот, Всевышний предупредил Моше о том, что произойдет в дальнейшем: «И крепким сделаю Я сердце фараона, чтобы он преследовал их, и Я Мою славу явлю через фараона и через все его войско, и узнают египтяне, что Я Господь» (Бешалах 14:4). Фараон заранее подготовил армию для погони, сделал все нужные приготовления и позаботился об организационной части. Но после череды сокрушительных казней фараон колебался, выходить ему на войну или нет. И тогда Творец ожесточил его сердце, чтобы он выступил на войну.

Как известно, Б-г наказывает грешников по принципу «мера за меру». Египтяне топили в водах Нила еврейских младенцев, поэтому и им самим была уготована та же участь. Всевышний мог наказать преступников «конвенциональным» образом — при помощи мощного наводнения. Однако Творец избрал иной путь для того, чтобы освятить Свое Имя и так повысить духовный уровень народа Израиля. Вместе с тем, такой путь был более «мягким» и для египтян, при наводнении они пострадали бы существенно больше.

Наши мудрецы отмечают, что чудеса, которые сотворил Всевышний у Красного моря, превышали по своей значимости все египетские казни вместе взятые. Море расступилось и евреи благополучно прошли по суше. Конница фараона бросилась следом за ними и утонула. После разгрома египетского войска евреи получили в подарок невиданный по своей мощности пророческий дар. Мидраш рассказывает, что простая рабыня у вод Красного моря видела духовным зрением больше, чем Йехезкель, один из величайших еврейских пророков. «И узрел Израиль великое деяние, которое совершил Господь над Египтом, и устрашился народ Господа, и поверили они в Господа и в Моше, Его раба» (Бешалах 14:31).

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…