Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

1. Злословие в большой компании

Предположим, вы находитесь в большой группе людей, например, в гостях, и вдруг слышите злословие о ком-то. Остерегитесь принимать эти слова за правду.

Моисей Шафран, обращаясь с речью к огромной аудитории, позволил себе пренебрежительное замечание в адрес Аарона Цукермана. Вы сидите в зале и полагаете, что невозможно в присутствии такого количества людей сказать ложь, а значит, Моисей Шафран говорит правду. Ошибка! Такое вполне возможно. Людская наглость порой не знает пределов. Не верьте ни слову!

2. Злословие в адрес присутствующих

Случается, что какой-то человек безропотно слушает, как его поливают грязью. Он или слабо протестует, впрочем, как-то неубедительно, или подавленно молчит, не умея возразить. Не верьте обвинениям, высказанным при его молчании. Молчание оскорбленного ничего не доказывает — быть может, он смолк от удивления или возмущения, либо же — чтобы избежать ссоры.

Кроме прочего, из этого логически вытекает, что нельзя верить лашон-ара, если лицо, о котором говорят, отсутствует, но говорящий уверяет: «Я могу сказать то же самое ему в лицо».

Беседуют Дан, Пинхас и Меир. Меир заявляет Дану, что Пинхас недостаточно щедро дает милостыню. Пинхас прекрасно знает, что, как бы он ни протестовал, Дан скорее всего поверит Меиру; поэтому он молчит. Но Дан, будучи приличным человеком, обязан не верить словам Меира.

3. Злословие в устах двух или более людей

Два или даже несколько человек с чувством повторяют сплетню. Стоит ли им верить? Ни в коем случае. Они могут обрести статус двух свидетелей, только если обратятся в раввинский суд, но не в частной беседе.

Даже если дело касается вас лично, вы не имеете права воспринимать чужой наговор как правду. Единственное, что можно сделать, — соблюсти известную осторожность по отношению к тому, кого при вас оговаривают. Но не верить при этом ни единому слову!

Бернштейн, Литвинов и Косиновский, единодушные в отрицательной оценке Френкеля, сообщают об этом Кацнельсону. Последнему трудно не поверить свидетельству трех человек. Тем не менее, верить запрещено!

4. Не верьте широко распространившимся слухам

Даже если все в один голос говорят о предосудительном поступке человека и об этом уже написано во всех газетах, ваша задача — не верить, пока не убедились лично.

Крупная газета сообщает, что Женю Померанца поймали с поличным, когда он пытался провезти контрабанду. Никакого суда не было, но ясно, что совершено преступление. Читателю Исааку Больцману нельзя доверять этой информации. Более того, ему настоятельно советуется прекратить выписывать и читать эту газету.

5. Злословие о дурном человеке

Вы слышите о дурном поступке человека, у которого общепризнанная репутация злодея. Чтобы угодить в эту категорию, человеку надо постоянно, сознательно и по собственному желанию нарушать самые серьезные заповеди (например, касающиеся запретов в сексуальной области и т.п.). Знайте, что верить дурным слухам о нем разрешено.

6. Человек злословит о других, в том числе — о себе

Некто рассказывает вам о дурном поступке, который совершен им в компании с другим человеком. Вы имеете право верить лишь тому, что он сказал о себе. Верить тому, что он сказал о третьем лице, запрещено.

«Мы обе нечисты на руку — моя сестра Михаль и я», — признается Кармела в беседе с Цилей. Циля может поверить в то, что Кармела говорит о себе. Но тому, что касается Михали, верить запрещено.

7. Злословие человека, заслуживающего доверие

Вы верите человеку, как самому себе. Он рассказывает вам нечто, содержащее лашон-ара. Как поступить — верить или не верить? Вы не имеете права ему верить!

8. Неумышленное сообщение

Кто-то ведет с вами простодушную беседу. Он не собирается причинить какой-либо вред тому, о ком говорит. Слова соскочили с его губ случайно: не подумал, поторопился. Его добродушие не должно позволить вам принять рассказ за действительность. Вам запрещено ему верить.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…