Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ах, не делайте ж запасов из любви и доброты и про чёрный день грядущий не копите милосердья: пропадёт ни за понюшку ваше горькое усердье, лягут ранние морщины от напрасной суеты. Б.Окуджава

Несколько лет назад рав Александр Айзенштадт заказал мне книгу о ешиве «Торат Хаим». Обещал перевести на ряд языков. Я начал беседовать с выпускниками ешивы, но журналистский опыт мне не помог. Собеседники не желали раскрываться, видимо, боялись сболтнуть что-то лишнее. Абсолютно все рассказывали мне одну историю, что кто-то где-то стоял, к нему подошёл учитель, сказал пару волшебных слов и ему сразу всё стало ясно. Я отказался писать книгу. Вероятно, я умею «рисовать» только с натуры. А в большинстве случаев возвращение к Всевышнему — процесс продолжительный. Одной «натурой» не отделаешься.

Живет человек. Может, даже не подозревает о существовании Всевышнего, а его всё время испытывают: плюнул — не плюнул, донёс — не донёс, продал друга — не продал. А почему не плюнул, когда плевать модно? Почему не донёс, когда все доносят? Почему не продал, хотя предлагали хорошую цену? Потому, что голос Б-га не утих в его сердце! И в следующий раз задача чуть усложнится, так как голос звучит уже посильнее. И так до тех пор, пока не придёт учитель и не скажет пару волшебных слов. И всё станет ясно. Знаете, есть такая умная индийская поговорка: «когда ученик готов — найдётся учитель». А у учителя найдутся слова.

Чем Аврам отличался от других людей? Всевышний поручил ему быть отцом многих народов и передавать им свои качества. Не только евреям, но и христианам, мусульманам и т.д. Многое (и многим) он таки да, передал. Не случайно гостеприимство широко распространено на Востоке. А Америку рав Моше Файнштейн называл «страной великого милосердия». Там заботятся об инвалидах, пенсионерах, нацменшинствах. К примеру, многих афроамериканцев из рабов и «люмпенов» за десятки лет превратили в средний класс. Даже президента избрали из их среды. И потому чемпионы мира по боксу сейчас в основном славяне…

Избранность евреев была задумана Tворцом до 6-и дней творения, она никогда не терялась и не могла потеряться по определению. Но Аврам — oн-то мог лишиться своей избранности! И «евреями» стали бы другие.

Однажды в субботу я задал вопрос ученицам школы, в которой работает моя супруга.

– Представьте: вы приехали в гостиницу, расставленная еда, расстеленная кровать, все удобства. Будете ли вы искать хозяина?

– Да, чтобы удостовериться, что завтра будет то же самое, — ответила одна из них.

– А если на видном месте лежит записка, что завтра будет то же самое?

– Тогда нет.

– Хотя нам учитель рассказывал историю Бен Иш Xая — вмешалась Кетино из Грузии.

– О чём? — спросил я.

Давным давно жил царь. Он любил охотиться вместе со слугой. Убил царь косулю, слуга освежевал тушу, приготовил маринад и положил туда куски седла косули. Царь приказал слуге привести кого-нибудь, кто разделит с ним трапезу. Слуга поискал и нашёл пастуха.

– Тебе повезло, простолюдин! Царь хочет тебя видеть.

Пастух подошёл к царю.

– Садись любезный, — обратился к пастуху царь (цари всегда были вежливее слуг). — Скушаешь со мной шашлык?

– Извини царь, не могу.

– Ты отказываешь царю?

– Прости, я обещал другому Царю, что сегодняшний день буду поститься.

Царь разозлился.

– Кому? — спросил он.

– Извини, да живет царь вечно! Я обещал Небесному Царю. Я еврей. В этот день был разрушен наш Храм.

– Но это было давно.

– Какая разница?

– Послушай, ты мне нравишься. Давай сделаем так. Ты покушаешь вместе со мной сегодня и уважишь меня, своего земного царя. А завтра отдашь свой долг Небесному Царю. Я награжу тебя за верность обоим царям сотней золотых монет.

– Я согласен, если царь может гарантировать, что у меня будет завтра.

Царь отпустил пастуха и дал ему двести золотых монет.

– Вряд ли Аврам до этого додумался, ему было три года. Молодость не думает о том, что будет завтра, — заметил я.

– Тогда, может быть, он просто хотел сказать кому-то спасибо? — предположила Маша.

– А что, только он сообразил? — спросила Юдит.

– Не может быть, это же так просто! — шумели девочки.

Я вспомнил, как отдыхал в гостинице в Израиле. Еда была великолепной. Я попросил официантку позвать главного повара.

– Вас что-то не устраивает? — спросила официантка.

– Нет, просто хочу сказать ему спасибо и пожать руку.

Она просияла и побежала за поваром. Вышел повар. Он был так растроган, что даже прослезился. Я не рассказал девочкам об этом, просто похвалил их и порадовался за них. И мне вдруг стало ясно, почему именно они выиграли в лотерею шанс услышать пару волшебных слов.

Мой учитель сказал, что Аврам искал истину. Но согласился со мной, что изначально он просто искал того, кому он мог сказать волшебное слово: «спасибо». Мне почему-то кажется, что те «два волшебных слова» рава Айзенштадта каждый мог перевести для себя как: «спасибо за жизнь».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…