Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди для священников.

136-я заповедь – запрещение коэну, находящемуся в состоянии ритуальной нечистоты, есть теруму. И об этом речение Ашема: “Никакой человек из потомства Аарона, кто поражен проказой или слизетечением, не должен есть от святынь, пока не очистится...” (Ваикра 22:4).

В трактате Макот (14б) сказано: “Откуда мы знаем, что ритуально нечистому запрещено есть теруму? Из стиха “Никакой человек из потомства Аарона...”. По отношению к каким святыням все потомки Аарона равны? По отношению к теруме”. В выражении “все потомки Аарона равны” подразумевается, что именно теруму едят все потомки Аарона – и мужчины, и женщины.

И этот же запрет подразумевается в другом Его речении: “Пусть соблюдают они Мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это...” (Ваикра 22:9). Преступивший этот запрет подлежит смерти “от руки Небес”. И в 9-ой главе трактата Санхедрин (83а), где перечисляются нарушители законов Торы, подлежащие смерти “от руки Небес”, назван также “ритуально нечистый коэн, который ел ритуально чистую теруму”. И доказательство приводится из стиха “Пусть соблюдают они Мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него...”.

137-я заповедь – запрещение жене коэна, которая вступила с ним в недозволенный Торой брак (НД 158-162), вкушать от святынь, составляющих основу его пищи: т.е. от терумы, а также от грудины и голени (частей мирной жертвы, отделяемых для коэна). И об этом речение Ашема о дочери коэна: “...Если выйдет замуж за постороннего (не коэна), то она не должна есть из приносимых святынь” (Ваикра 22:12). И объяснено в трактате Йевамот (68а): “...Если выйдет замуж за постороннего” – здесь подразумевается также жена, неразрешенная коэну, – поскольку женщина вступила в запрещенный брак, ей запрещено есть святыни”. А из того, что сказано “...из приносимых святынь”, мудрецы делают вывод (там же 68б), что имеются в виду также “святыни, приносимые коэну”, т.е. грудина и голень от мирных жертв.

И там же говорится: “Ведь в стихе можно было бы написать так: “...то она не должна есть из святынь”. Почему же сказано: “...из приносимых святынь” (битерумат акодашим)? Чтобы научить нас сразу двум законам: первый – поскольку женщина вступила в запрещенный брак, ей запрещено есть теруму; второй – если дочь коэна выходит замуж за постороннего, а затем, в случае смерти мужа, возвращается в дом отца, ей вновь разрешено есть теруму, но запрещено есть грудину и голень от мирных жертв”.

Получается, что запрещающая заповедь “...Она не должна есть из приносимых святынь” включает в себя два запрета: во-первых, запрет женщине, вступившей в недозволенный брак с коэном, есть теруму и ,во-вторых, запрет дочери коэна, вступившей в брак с посторонним, есть грудину и голень, отделяемые коэну от мирных жертв – даже если ее муж умер или развелся с ней, отослав ее в дом отца.

Однако запрет дочери коэна есть теруму, пока она еще состоит в браке с посторонним, выводится, согласно устной традиции, не из этого стиха, но из того, что сказано (Ваикра 22:10): “И никакой посторонний не должен есть святыни” (НД 133) – а все время, пока она замужем за посторонним, она подобна ему и называется “посторонней”. Пойми это.

Женщина, преступившая данную (137-ю) заповедь “Не делай”, карается бичеванием.

138-я заповедь – запрещение есть минху (хлебный дар), приносимый коэном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И всякое хлебное приношение коэна должно быть воскурено целиком, нельзя есть от него” (Ваикра 6:16). И относительно хлебного дара первосвященника, который также называется минхой, сказано: “На сковороде в елее он должен быть приготовлен... Ашему целиком да будет он воскурен” (там же 6:14-15).

И каждый, преступивший этот запрет, карается бичеванием.

Сказано в Сифре (Цав): “Все святыни, о которых заповедано, что они “должны быть воскурены целиком”, запрещено есть, и этот запрет – заповедь “Не делай”.

 

139-я заповедь – запрещение, обращенное к коэнам, есть мясо грехоочистительных жертв, кровь которых вносилась во внутрь Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А всякая грехоочистительная жертва, кровь которой вносится в соборный шатер, чтобы совершить искупление в Святилище, запрещена в пищу – ее следует сжечь в огне” (Ваикра 6:23).

Вкусивший от такой жертвы карается бичеванием.

Сказано в Сифре (Цав): “Все святыни, которые заповедано “сжечь в огне”, запрещено есть, и этот запрет – заповедь “Не делай”.

Сто сороковая заповедь – запрещение есть святыни, ставшие, согласно законам Торы, непригодными для еды: например, если жертвенному животному было намеренно нанесено увечье, как разъяснено в трактате Бехорот (35а), или если после зарезания в органах животного были обнаружены дефекты, делающие его непригодным для еды. И об этом сказано: “Не ешь никакой мерзости” (Дварим 14:3).

И разъясняется в Сифри (Реэ): “Не ешь никакой мерзости” – этот стих говорит о святынях, ставших непригодными для еды”. И там же написано: “Раби Элиэзер бен Яаков сказал: “Откуда известно, что тот, кто отсек ухо первенцу (из крупного или мелкого скота), а затем съел его, преступил заповедь “Не делай”? Тора говорит: “Не ешь никакой мерзости”.

И тот, кто преступает этот запрет, карается бичеванием.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

 

Читайте также: тема 613 заповедей Торы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…