Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Книга Берешит начинается с рассказа о Шести днях Творении мира.

Число шесть указывает на сроки существования мира. Рамбан пишет в своем комментарии: «По существу, здесь дается намек на весь срок жизни мира, ибо миру предстоит существовать шесть тысяч лет, поскольку еще мудрецами сказано (Берешит Раба 19): Один день Всевышнего равен тысяче лет».

«Временной коэффициент», о котором говорят мудрецы, мы находим в псалме: «Ибо в Твоих глазах тысяча лет — как вчерашний день, что прошел» (Теилим 90:4).

Каждый из дней Творения мира наметил контуры того, чему предстояло произойти впоследствии — в течение соответствующего тысячелетия общего шеститысячелетнего цикла. Конечно, трудно привыкнуть к мысли, что весь физический мир был создан сроком лишь на шестьдесят столетий, в то время как современная наука оперирует временными рамками в миллиарды лет. Но нельзя не заметить, что очень часто для принятых в обществе точек зрения нет другой основы, кроме заурядной привычки.

Каким образом серьезные ученые пришли к мысли о столь почтенном возрасте мира? Как правило, их оценки опираются на произведенные разными методами подсчеты некоторых физических величин, таких как удаление галактик от определенного центра Вселенной, соотношение количеств радиоактивных элементов и продуктов их распада в веществе и т.п. Мы не намерены оспаривать точность подобных вычислений, но, как уже говорилось, в любом вопросе выбора того или иного метода скрыта проблема предвзятости мнений. Разговор идет о фундаментальных предпосылках. Прежде всего наука, занятая поиском количественных характеристик материального мира, предполагает, что у него, у мира, нет Творца, из чего следует, что, если мир развивался только естественным путем, свету далеких звезд потребуются миллионы лет, чтобы достичь наших глаз. Отсюда напрашивается «очевидный» вывод, что звезда возникла миллионы лет назад. Но предположим, что Творец мира все-таки существует. Неужели, создав звезду, Он, будучи Всемогущим, вынужден затем ждать, пока ее свет достигнет цели? Почему Он не может создать одновременно и звезду, и все ее световое поле? Что мешает принять к рассмотрению модель, согласно которой мир создан уже как бы развитым, «старым», похожим на такой, которому миллиарды лет и в котором радиоактивные элементы находятся с продуктами своего распада уже в таком соотношении, которое как бы свидетельствует о подобном возрасте? Нужно подчеркнуть, что пресловутая теория эволюции — в лучшем случае не больше чем рабочая гипотеза, плод мысли человека, которому такая гипотеза была нужна для каких-то целей. В этом свете любопытно высказывание сэра Джулиана Эксли, знаменитого физиолога, одного из главных защитников и пропагандистов дарвиновской теории происхождения видов: «Настоящим достижением Дарвина было то, что он изъял идею Б-га — как Творца всего живого — из области всякого рационального обсуждения…» Другими словами, «наша вера в доктрину эволюции происходит от неспособности принять противоположную доктрину — идею Творения». Так что, дарвинизм — не больше чем вера , не имеющая под собой никакой научной основы! Но почему тогда многие за него так цепко держатся? Неужели они не догадываются о своей слепоте? Объяснение лежит в области морали. Дело в том, что если мир живет по воле случая, подчиняясь только законам слепой природы, то человеку разрешено делать все, что ему заблагорассудится , — по принципу кто силен, тот и прав. С другой стороны, каждое общество заботится о том, чтобы личные интересы его членов не пострадали.

Отсюда ведет происхождение система договорного законодательства, необходимая для существования любого мало-мальски развитого объединения людей. Например, на уровне мировых культур тезис-императив «не кради» означает «не кради у меня — и тогда я готов постараться не красть у тебя». Практический вывод: можно красть, но нельзя попадаться .

Другая альтернатива — идея о том, что мир создан Творцом, Который наблюдает за его дальнейшим развитием. Вывод из этой идеи прост и неизбежен: каждому из нас рано или поздно придется дать подробный отчет о всех своих поступках. Кстати, так заведено в любой солидной фирме, где ежедневно, ежеквартально и ежегодно подводится общий баланс.

Система «отчетности» обязывает человека подчиняться определенным правилам: в фирме — ее уставам и положениям, в мире людей — неизменным над-человеческим законам, согласно которым нам следует постараться научиться нелегкому умению обуздывать свои желания и страсти. Задача нелегкая! Но тот, чьи глаза видят и чья душа чиста, чувствует необходимость с ней справиться. Тот же, кто не способен ни видеть, ни воспринимать чистоту, попытается убедить и себя, и других в правильности другой человеческой модели — которую можно выразить словами «закрой глаза и живи на ощупь». Нам остается или широко раскрыть глаза, или зажмурить их. Вот в чем заключается свобода выбора!

По книге Адасы Меламед «Путь еврейского народа в истории»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…