Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Такана — это установление, принятое мудрецами в интересах общественного блага

Стих «Соблюдайте же закон Мой…» в Ваикра 18:30 имеет в виду предотвращение нарушений закона. Он оз­начает: «Возведите ограду, защищающую мои заповеди» (Рамбам, Мишнэ Тора, введение). Тора сама вменяет в обязанность мудрецам охранять ее предписания.

Причины для установления многих гзерот очевидны: часто сталкиваясь с нарушением заповедей, раввины счи­тали своей обязанностью защитить закон с помощью предохранительных декретов. Трактат Шабат 40а объ­ясняет, например, что раввины запретили принимать в Шабат горячую ванну, поскольку люди и воду для этих ванн грели в Шабат. Помимо «оград» для Шабата также установлено много гзерот для предотвращения нечест­ных сделок и прелюбодеяния.

Рамбам утверждает, что заповедь соблюдать раввин­ский закон дана в Дварим 17:10: «…и соблюдай, и испол­няй все, как укажут тебе». По мнению Рамбама, тот, кто умышленно нарушает раввинский закон, нарушает также и это указание Торы, и приказ «не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим 17:11).

Талмуд часто цитирует текст Письменной Торы в поддержку раввинскому закону. При этом текст Торы не служит доказательством законности раввинских по­становлений, скорее, он указывает, что постановление «вписывается» в Тору, по принципу: «нет ничего, чего не было бы в Торе».

Пример такой асмахты приводит р.Иехиэль Михэль Алеви Эпштейн. Говоря о раввинском запрещении тру­бить в шофар в Рош Ашана, если этот праздник выпадает на Шабат, он отмечает: «В книге Бемидбар 29:1 Рош Ашана называется йом труа (“день трубления”). В Ваикра 23:24, однако, этот праздник определяется как зихрон труа (“напоминание о трублении”)». Р. Эпштейн указывает, что стих в Ваикра относится к первому Рош Ашана после Исхода, когда этот праздник пришелся на Шабат. Таким образом, Рош Ашана, совпадающий с Шабатом, Тора называет «днем напоминания о трублении», что явственно ассоциируется с раввинским установлением, запрещающим трубление в шофар в такой день.

Но как согласовать существование раввинского закона с требованием: «Не прибавьте к тому, что Я заповедую вам, и не убавьте от него…» (Дварим 4:2)? Рамбам объяс­няет, что запрещение не нарушается, если мудрецы четко объявляют свои указы раввинскими, а не частью закона Торы. Скажем, раввины установили, что начало каждо­го праздника вне Израиля следует праздновать два дня, чтобы быть уверенным, что первый день соблюден верно. Сделано это было потому, что за пределами Израиля не всегда было ясно, какой именно день — первый. Если бы они утверждали, например, что сама Тора требует, чтобы Суккот праздновался восемь дней вместо семи, они бы нарушили приведенную выше запретительную заповедь из Дварим.

И, наконец, необходимо отметить, что раввинский закон может быть введен только в том случае, если большинство народа готово его принять.

Таканот и минхагим

Такана — это установление, принятое мудрецами в интересах общественного блага. Таканот разбросаны по всему Талмуду, их особенно много в Мишне, в разделе Незикин, где речь идет о правонарушениях, связанных с нанесением ущерба, и о компенсациях, а также в по-слеталмудической раввинской литературе. Таканот ка­саются финансовых соглашений, имущественных отно­шений между мужем и женой, правил честной сделки, законов о правах разведенных женщин и вдов и зако­нов, защищающих интересы незамужних девушек и женщин. Существует целый ряд таканот «ради мира и справедливости». Кроме этого, есть таканот, связанные с порядком благословения и празднования Хануки и Пурима, т.е. установления чисто религиозные.

Изначальное назначение минхага (обычая) близко к назначению таканот: он призван заполнить пробел там, где алаха не предлагает решения новой проблемы. Разница в том, что если таканот устанавливались муд­рецами, то минхаг (обычай) складывался в процессе соблюдения закона многими людьми.

Мудрецы придали минхагу силу закона на основании стихов: «Не передвигай межи, которую провели твои от­цы» (Мишлей 22:28) и «Слушай, мой сын, наставления твоего отца и не забывай учения твоей матери» (Мишлей 1:8). Иерусалимский Талмуд предписывает в случае, когда суд не может решить проблемы, поступать в соответствии с обычаем, если таковой существует. Классический пример авторитета, которым обладает обычай, касается отделения десятой части урожая фрук­тов на четвертый год жизни дерева. Принятый обычай не предполагает отделения, вероятно, на основе древней, забытой алахи.

Иногда в гражданских делах авторитет обычая может оказаться сильнее закона. Например, документы, подпи­санные не так, как того требует закон, все же действи­тельны, если они оформлены в соответствии с местным обычаем. И, подобно этому, долговые платежи, кото­рые по закону могут взиматься лишь с недвижимого имущества должника, могут быть востребованы также с его движимости, если таков местный обычай. Такая практика позволяет еврейскому закону действовать с большой гибкостью, с учетом меняющейся экономи­ческой реальности.

Обычай нередко приобретает силу закона, но только при условии, что он четко сформулирован, часто применяем и практикуется населением всей страны целиком, жителями определенной области или опреде­ленным слоем населения.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…