Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Один был Авраам» — раскрытие ани

Похоже, дать на него ответ должны мы сами. В Аврааме открывается «я» всего Израиля, личная связь каждого еврея с Творцом мира.

У Авраама были всевозможные причины, чтобы спокойно продолжать учить Тору у Ноаха, не прикладывая особых усилий, чтобы сделать Творца царем над всей землей. Но он искал истину, воплощая принцип и действие ани ледоди. Для него все начиналось не с Творца, доди ли. Творец ему не открывался. Вернее, не более чем всему человечеству, включая Ноаха и Шема. В эпоху Авраама Он был достаточно открыт, но это не влияло на людей.

А в поколении рассеяния было открытое чудо. Творец разрушил Вавилонскую башню и рассеял человечество по земле, разделив на семьдесят языков. Все видели Его руку — власть и действие Творца, но какими были, такими и остались, гоями, неевреями. Ноах остался Ноахом, и Шем — Шемом.

Авраам — колесница хеседа, воплощение добра, добродетели, помощи другим людям, как написано — хесед леавраам. А в Зоаре (Шмот 114б) говорится, что корень всякой доброты — «быть добрым к Творцу», и Ялкут Шимони (Пкудей) пишет: «Исраэль питают своих отцов в Небесах». Смотрите, у человека из плоти и крови есть возможность делать добро Творцу мира! Это было потрясающее новшество. Ноаху это казалось просто дерзостью: что человек, чтобы делать добро Творцу, от которого он зависит даже каждым дыханием? Зачем он Творцу? Он питает Творца? Больше того, у нас написано «дайте силу Творцу» (Теилим, 68:35). Надо остерегаться, чтобы не оскорбить Шхину.

Это невозможно понять. Об этом пишут Сфат эмет (ребе из Гур) и рав Цадок из Люблина: разум человека не может понять величия Творца. И так же — величия ани, человека.

Кто сомневается в своем величии, величии человека, по крайней мере, эпикорес, сомневающийся и в величии Творца, ибо это и то — одно. Кудша брих ху веорайта веисраэль хад ху — Святой, благословен Он, Тора и Израиль — одно. Еврейская душа — часть Творца.

«Ноаху не хватало веры» (Берешит раба, 32:6). Он знал всю Тору, узнал Творца, но себя не познал. Не знал себе цены, не ценил в себе ани — не постигал, как важна суть человека.

Подумаем: почему человек создан по образу Б-га? Зачем ему такие потрясающие способности: ум и душа столь возвышенные, чтобы могли усвоить Тору, соединиться с Творцом и радоваться сиянию Его Шхины, Его Присутствия. Для чего нам все это дано?

Ноах при всей праведности и прямоте не сумел осознать этот глубинный момент в течение ста двадцати лет, когда строил ковчег, чтобы за это время его поколение могло совершить тшуву, хотя делал это, готовый на все. (Потому что современники все время хотели его убить, а Творец спасал его, совершая явные чудеса, см. там комментарий Раши). Но все это не помогло ему возвыситься, понять свое место. Факт, что в начале потопа написано «и вошел Ноах в ковчег от вод потопа». Раши поясняет: «и у Ноаха не хватало веры, он верил и не верил, что начнется потоп, и не вошел в ковчег, пока не вынудили его прибывающие воды». Как это понять? (А мы должны это понять, потому что Тора не просто рассказывает истории, но в каждом слове что-то сокрыто.) И так было: Ноах и Шем не осознавали в происходящем присутствия Б-га.

Но в праотце Аврааме открылся этот пункт «я», его корень и суть, он его не получил ни от родителей, ни от учителей (Ноаха и Шема), потому что те сомневались и не верили.

Авраам сам сделал это чудесное открытие. «Один был Авраам, он унаследовал землю» (Йехезкель, 33:24) — он узнал своего Творца: Он Творец, а я — Его творение, и мы связаны, как отец с сыном. Если сын рад, и отец рад. Если сын плачет, отец плачет. Творец как бы зависит от нас в Своих чувствах. Поэтому нельзя нам расстраивать святую Шхину. Мы должны жалеть Б-га, «восстановить Его Шхину»!

Ноах это не принял, ибо суть Присутствия Творца — в осознании. И ашгаха пратит (Провидение, руководство человеком свыше) — тоже знание. И открытие Его Своему народу, и дарование Торы. Но чтобы обрести это чудесное понимание, которого удостоился Авраам, требуется вера, а Ноаху ее не хватало.

Об Аврааме, когда ему было семьдесят лет, сказано «и он верил в Ашема, и это ему засчиталось лецдака — как праведность» (Берешит, 15:6). Что значит лецдака? Разве удивительно, что человек, которого чудом спасли из огненной печи, верит в Творца? Разве после этого можно не верить?

И все же вера ему была засчитана в заслугу, ибо он был первый верующий. Он первый поверил, что есть ани, я, и Творец ждет, когда я Его поставлю над собой царем. Авраам авину раскрыл истинную суть Творца, ищущего связь с человеком, будто просящего: «посмотрите на Меня», «пожалейте Меня»!

Ноах «верил и не верил» — верил в Творца, но не верил в себя, не узнал себя. Понятие хесед в аспекте «тот, кто делает хесед Владыке своему» — истинное открытие Авраама.

Это глубина слов ани ледоди — и благодаря его заслуге мы удостоились доди ли в Песах. Сначала праотец Авраам избрал Творца, не жалел ради Него жизни и прошел десять испытаний. Поэтому во время союза при «рассечении частей» Он обещал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами на чужбине, ибо Я дал эту землю твоим потомкам» (Берешит 16, 13—18). Здесь Творец говорит о понятии доди ли, которое открылось при Исходе. И тогда уже Он открылся всему Народу Израиля — благодаря заслуге праотца Авраама ани ледоди.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…