Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Доди ли (возлюбленный мой мне) — в нисане, веани ледоди (и я возлюбленному моему) — в тишрее

Во второй главе Песни песней слова Доди ли отражают Его отношение к нам — бни бхори. Он избрал Израиль с любовью из всех народов, как сына, первенца, поэтому веани ло — «и я к нему», «и я возлюбленному моему». У ани, «я», Общины Израиля есть смысл. Евреи не как другие народы, которые блуждают по свету, сами не зная зачем, будто по ошибке. Каждый еврей, всякое «я» значимо, ибо доди ли.

В шестой главе Песни песней порядок слов противоположный — ани ледоди ведоди ли. Ибо здесь отношение начинает «я», Народ Израиля, еврей, поэтому Он выбирает меня.

С чего же все начинается? С Народа Израиля в состоянии доди ли — с того, что Он избрал нас? Или наоборот, мы Его ищем, открываем и избираем, и лишь потом наступает стадия «мой возлюбленный мне»?

Эти два понимания и два стиха отражаютсят в споре раби Йегошуа и раби Элиэзера о том, когда создан мир — в месяце тишрей или в нисане (Рош ашана 27а). Тосафот комментирует, что и то и другое — слова Б-га живого (истина).

Наша связь с Творцом мира основана и на тишрее и на нисане, вопрос, что сначала — Рош ашана (Новый год, Судный день, тишрей) или Песах — в нисане. Удостаиваемся мы Рош ашана в тишрее благодаря нисану (Исходу из Египта) или освобождение Песаха приходит в результате Рош ашана[1].

Фраза «Это возлюбленный мой и это мой друг» (как и вся Шир аширим) имеет в виду Песах. Творец избрал нас и освободил из Египта со знамениями и чудесами, чтобы «увидела рабыня на море то, чего не видел в пророчестве Йехезкель бен Бузи»[2] (мидраш Ялкут Шимони, Бешалах). Каждый ани в Народе Израиля, и даже самый меньшие среди них (как рабы) нашел себя. Творец обнял и поцеловал каждого из Израиля с любовью, и нельзя было не заметить Присутствия Творца. Это состояние «возлюбленный мне» было в Песах.

В Рош ашана осуществляется ани ледоди ведоди ли. Основа Судного дня — «возвестили перед царствами, чтобы поставили Его над собой царем» (Рош ашана 16а). Творец как бы просит нас, умоляет, чтобы мы покорились и сделали Его царем, ибо «нет царя без народа»! Есть комментарий Гаона из Вильно к словам Теилим ки леАшем амелуха умошель багоим — «ибо Б-гу царство и правление над народами»: для гоим — народов — Он мошель, правящий силой, и только для Своего народа — Царь, ибо лишь мы можем сделать Его царем.

Это наша задача в Рош ашана! Если один из нас не сделает Его царем, Ему как бы не хватает в царстве одного ани, и Он не может стать царем над всей землей, как пророчествует Зхарья (14:9): «И будет Ашем царем над всей землей, в тот день будет Ашем один и Имя Его одно»[3]. Я один с Ним! Я поставил Его над собой, сделал царем, полностью устранив эго!

Передавали от имени автора Имрей эмет, что до 13 лет он, говоря в Шма слово эхад (Б-г один), просто имел в виду, что Он один, и нет двух. И лишь в сорок лет понял кавану (медитацию и смысл) слова эхад: Он один и я — один — мы одно с Ним! Это двекут, прилепление к Творцу до месирут нефеш — готовности пожертвовать собой.

Порядок такой: в Песах — доди ли. А при исходе из Египта и пересечении моря каждый из нас удостоился обрести свое «я». Творец создал нас и вдохнул душу, часть Себя. Благодаря этому мы можем воцарить Его снова.

Какое достоинство! Сам Творец просит нас, чтобы мы сделали Его царем, и этого мы удостоились благодаря доди ли. Когда мы вышли из Египта, Творец вдохнул в нас эту душу, нешаму. Она дает нам возможность каждый вечер Роша ашана воздать Ему за доди ли словами ани ледоди — умаляя себя перед Его царством.

Но народы не выходили из Египта и не удостоились доди ли. Поэтому даже если захотят приблизиться к Творцу, максимум могут сделать Его мошель — правителем, но не царем!

Связь доди ли возникла не при Исходе, а за четыреста лет до этого у Авраама авину, который искал Творца и начал раскрытие своего я — путь ани ледоди.

Благодаря его ани ледоди Творец обещал праотцу Аврааму, что он и его потомки удостоятся доди ли — чудесных событий при Исходе в Песах. Весь народ, мы все за его заслугу удостоились доди ли веани ло, а в элул и Рош ашана должны проявить единство, источник и корень которого эти слова.

В эту пору суть нашего служения — в ани ледоди. Сколько бы лет ни прошло от Исхода и получения Торы на Синае, мы должны делать Его царем над всей землей.


[1] Единство обоих событий отражает кидуш, благословение Творца над бокалом вина в Шабат — Г.С.

[2] Высочайшее видение пророка о Божественной колеснице (маасе меркава) приоткрывает посвященным устройство мира — Г.С.

[3] Эти слова завершают наши молитвы три раза в день — Г.С.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…