Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мой муж жив!

Первая подписчица

«Хочу рассказать вам о своей бабушке Рахели», — сказала мне Алта, когда я раньше обычного пришел в синагогу в субботу и сел в стороне в ожидании людей. Я удивился. Вот уже пятнадцать лет эта благородной внешности женщина приходит и слушает мои уроки Торы, и лишь сейчас она решилась рассказать о себе, даже не о себе, а о своей бабушке Рахели.

Алта приехала с двумя дочерьми и внуками из Москвы в Америку. Свою внучку Алта направила в «Бейт Яаков», а внука Мотала в «Синай Академи». С тех пор нас связывает искренняя дружба. Когда Алта звонит в редакцию нашей газеты, то с заслуженной гордостью сообщает: «Я подписчица газеты номер один!» Это действительно так — только у нее стоит номер подписки 0001. Алта первой подписалась на первую еврейскую газету в Америке на русском языке!

Мой муж жив!

Моя бабушка Рахель полюбила молодого еврейского парня, — начала свой рассказ Алта. — Они поженились, но сразу же после свадьбы грянула Империалистическая война, и его мобилизовали в русскую армию. Первые полгода солдат регулярно посылал письма своей молодой жене в маленький еврейский городок в Украине. Затем связь оборвалась. Прошел год, пролетел второй, промчался третий, но не было никакой весточки с фронта. Его родители пришли к Рахели и начали ее уговаривать выйти замуж во второй раз. «Наш сын не пишет ни тебе, ни нам, — говорили они. — Наверняка он погиб. Ты молодая, красивая женщина и должна обязательно устроить свою жизнь!»

«Нет, я чувствую, что мой муж жив, и буду ждать его!» — отвечала она. В самом конце войны в дверь дома Рахели постучали — муж вернулся из немецкого плена! Рахель встретила мужа слезами радости. Вскоре она забеременела.

Времена тогда были тяжелые и опасные. Бандиты-черносотенцы нападали на города и местечки и расправлялись с евреями. Каждый раз, когда очередная банда приближалась к городу, родители мужа спешили забрать молодую пару к себе на окраину города — в более безопасное место. Однажды пришли родители незадолго до наступления субботы и предложили провести Шаббат у них, потому что прошел слух о погроме. Но на сей раз сын отказался, не захотел прятаться. Бандиты ворвались в город и собрали всех мужчин-евреев.

«Отпустите его, — взмолился старший брат мужа Рахели. — Он только вернулся из немецкого плена, жена ждала его столько лет, скоро у них родится ребенок. Если хотите убить еврея, убейте вместо него меня».

«Не волнуйся, мы убьем и тебя, и его!» — ответил главарь бандитов — поляк и с размаху ударил его. Шестьдесят еврейских мужчин бандиты погнали в местный парк, несмотря на крики и стоны матерей и жен. На шум подъехал красноармеец на коне. Рассказали ему женщины о грозящей беде. Поскакал красноармеец за подмогой. Но пока настигли они бандитов в парке, всех евреев, кроме четверых, уже убили. Среди убитых был и муж Рахели. От горя у нее на шестом месяце беременности случился выкидыш.

И все же не позволила Рахель горю сломить себя, — продолжила Алта рассказ о своей бабушке. — Вышла она замуж во второй раз, родила еврейских детей…

Когда у меня в 50-е годы родилась дочь, я пошла в московскую синагогу к раввину Левину и сказала ему, что хочу назвать свою дочь в память о моей бабушке Рахели, — вспоминает Алта.

— Тяжело будет твоей дочери жить с этим именем, потерпи до лучших времен, а пока назови ее Раей, — ответил мне рав Левин.

Эти лучшие дни настали! Наша семья вырвалась из России, приехала в Америку, и моя дочь тут поменяла имя и стала Рахелью! А недавно мы с радостью отмечали брис — обрезание моего правнука!

Слезы радости

Почему Рахель встретила мужа слезами радости? Почему люди плачут, когда встречают друг друга после долгой разлуки? Мудрецы объясняют, что разлученные волею обстоятельств люди при встрече достигают особого единства душ. Потому они особенно остро ощущают, что за встречей может последовать разлука, ибо ничто и никто не вечен в этом мире.

«И было, когда Яаков увидел Рахель… И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал». Берешит (29:10-11). Почему заплакал Яаков, познакомившись с Рахелью, которой суждено было стать его любимой женой? Потому что Рахель была предназначена Яакову на небесах.

Адам в момент творения сочетал в себе мужское и женское начала. Позже Всевышний отделил Еву от Адама. И с тех пор каждый человек ищет свою вторую половину, свою настоящую и большую любовь.

Человек без жены лишь полчеловека, утверждает Талмуд. Только за великие заслуги удостаиваются люди встретить свою вторую половину. Царь Давид удостоился встретить Батшеву, и, несмотря на все препятствия, она стала его женой и матерью царя Соломона.

Встретившись, Яаков и Рахель сразу ощутили, что предназначены друг для друга, и испытали особое единство душ. Ощущение того, что это единство не вечно, вызвало слезы, а не только радость. Теперь мы начинаем понимать кажущийся, на первый взгляд, странным комментарий мудрецов Талмуда, который приводит Раши: «Яаков заплакал, ощутив, что в будущем Рахель не будет похоронена вместе с ним!» В момент радости от встречи плакать об этом? Да, так как в момент встречи будущая разлука, даже в могиле, ощущается особенно остро.

Тайна единства

Откуда Рахель (бабушка Алты) знала, что ее любимый муж жив? Почему отказывалась вновь выйти замуж, несмотря на уверения родителей мужа, что он убит? Потому что, если верно то, что браки свершаются на небесах, то семья — это прежде всего единство душ! И если супругам удается добиться этого единства, то о таких парах говорят, что они живут душа в душу. В этом случае муж и жена чувствуют друг друга без слов.

Рахель действительно знала сердцем, ощущала душою, что ее муж жив.

В Америке много и часто говорят о ценности семьи, при этом не забывая упомянуть, что институт семьи является основой иудео-христианской цивилизации. Однако, на первый взгляд, Тора весьма немногословна, когда речь заходит о взаимоотношениях мужчины и женщины. Однако в нескольких словах Торы сокрыта великая мудрость.

«И молился Ицхак Всевышнему о жене своей, потому что она была бездетна, … и зачала Ривка, жена его». Берешит (25:21). Слово «нохах», которое в данном контексте переводится как «о» жене, в действительности дословно означает «напротив» жены. Потому мудрецы переводят это слово и как «вместе» с женой, то есть Ицхак и Ривка вместе просили Всевышнего о том, чтобы у них родился сын.

Раши приводит слова мудрецов: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».

«Но простите, разве это описание семейной идиллии — единства? — возразите вы мне. — Не лучше ли было описать молодоженов сидящими вместе на лавочке и держащимися за руки?» Нет, тогда бы мы могли подумать, что брак — это единство тел. В действительности же функции продолжения рода свойственны отнюдь не одному человеческому роду. Этого предостаточно в мире животных. Проблема, однако, в том, что и люди могут низвести возвышенную любовь до удовлетворения естественного инстинкта и опуститься до уровня животных. Люди могут жить под одной крышей или оказаться в одной постели, но быть бесконечно далекими друг от друга.

С другой стороны, если людей разделяют моря и океаны, но они мечтают об одном и том же, молят об одном и том же, то они вместе, несмотря ни на что.

Еврейская семья — это когда у мужа и жены есть общие стремления и общие мечты, даже если они на расстоянии друг от друга: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…