Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Глава посвящена пребыванию Яакова за границей. За границей Эрец Исраэль, Земли Израиля. Впрочем, Страна, которую Всевышний обещал нашим праотцам, тогда так еще не называлась, поскольку Яаков получил имя Израиль только по возвращению из галута (галут по-еврейски — изгнание, чужбина, не Израиль). В галуте Яаков оказался, спасаясь от гнева своего брата Эсава, который не мог простить ему «украденного» благословения отца. Об этом мы читали в прошлой недельной главе.

По дороге за границу с Яаковом произошло знаменательное событие.

Во сне он увидел лестницу с ангелами, поднимающуюся до неба. Голос Всевышнего произнес: «Землю, на которой лежишь, отдам тебе и твоему потомству».

Всевышний пообещал помочь Яакову. «Вот, Я с тобой. Сохраню тебя везде, куда ни пойдешь. И возвращу в эту землю, ибо не оставлю тебя». Это обещание дано всем еврейским поколениям. Куда бы мы ни пошли — Он с нами. И Он вернет нас в Эрец Исраэль.

Но до возвращения Яакова в отчий дом было еще далеко. Свой путь он держал в Харан — туда, откуда вышли Авраам с Сарой и откуда была взята Ривка, жена Ицхака, мать Яакова.

Встреча Яакова с красавицей Рахелью, его будущей женой, произошла у колодца, куда Рахель, дочь Лавана, брата Ривки, вышла за водой.

Молодые люди полюбили друг друга, но свадьбу пришлось отложить. Дело в том, что Яаков пришел в Харан с пустыми руками (в отличие от Элиэзера, слуги Авраама, в свое время посланного господином найти жену его сыну и пригнавшего с собой к Лавану десять верблюдов, нагруженных подарками). Но что случилось с Яаковом? Почему он пришел с пустыми руками? Неужели он, выполняя завет отцов взять жену на своей прародине, отправился в путь налегке, без подарков? Или дом Ицхака обеднел? Записи Устной Торы рассказывают, что Яаков вез с собой достаточно добра, чтобы удовлетворить запросы алчного Лавана. Однако в дороге его ограбили посланцы Эсава, которым тот наказал убить беглеца. Яаков спасся, но пришел с одним посохом в руках.

Лаван согласился отдать Рахель Яакову. Правда, с условием отслужить за нее семь лет. Яаков принял условие с радостью. Написано: «И служил Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, — так он ее любил».

Помните, что произошло дальше? Сыграли свадьбу. «И оказалось по утру — вот она, Лея!» Вместо обещанной Рахели Яакову подсунули ее сестру, Лею. Свой обман Лаван объяснил очень просто: дескать, в наших краях, не отдают младшую раньше старшей; хочешь получить Рахель — отработай еще семь лет. И снова Яаков согласился.

Устная Тора рассказывает, что Лаван выдвинул такой аргумент: ты хочешь Рахель? Но она младшая и готовилась стать женой младшего из двух сыновей Ицхака, т.е. твоей женой. А Лея должна была стать супругой Эсава. Однако, я слышал, ты «купил» первородство у Эсава.

Поэтому тебе полагается Лея. Сам виноват! Так или иначе, Яаков не спорил. Он любил Рахель, но знал, что все в этом мире — от Всевышнего. Раз Всевышний избрал его на роль отца еврейского народа, раз дал ему две жены — значит, так надо. Кстати, жен оказалось больше. Пытаясь склонить на свою сторону сердце Яакова, каждая из дочерей Лавана хотела родить как можно больше мальчиков, поскольку было известно, что тем самым они дают начало будущим коленам Израиля. Рахель привела к Яакову свою служанку Билу, Лея — Зилпу.

Итак, у Яакова оказалось четыре жены, которые родили ему в общей сложности двенадцать сыновей, по числу будущих еврейских колен. Вот их имена: от Леи — Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Зевулун; от Рахели — Йосеф и Биньямин; от Билы — Дан и Нафтали; от Зилпы — Гад и Ашер.

Пришло время, и вся большая семья Яакова собралась домой. Ибо сколько бы ни ходили евреи по чужбине, заповедано им жить в Израиле! Лаван всячески мешал зятю вернуться на родину. Он прекрасно знал, что благословение, которое пришло вместе с Яаковом, вместе с ним и уйдет. Так и случилось. Видя, что новая родня перестала к нему благоволить, Яаков спешно ушел вместе со своим стадами, которые он заработал за годы работы. Лаван бросился в погоню. Разве твои жены — не мои дочери? — спросил он своего племянника (мать Яакова была сестрой Лавана). Разве твои сыновья — не мои сыновья, а твой скот — не мой скот? Антисемитизм проявляется по-разному. Кому-то нужна наша гибель.

Кто-то ночей не спит, мечтает о нашем имуществе. А кто-то согласен получить нас целиком, говоря нам: вы такие же как я.

Лаван, идолопоклонник, стяжатель и обманщик, не понимал, почему Яаков хочет отделиться от него. Давай жить вместе, — говорил он. И будут твои сыновья такими же хитрецами-скотоводами, как мы. Одна дружная шайка. Зачем вам Тора с ее жесткими и невыполнимыми требованиями? Оставайтесь с нами! Такова была первая схватка евреев с «антисемитами-ассимиляторами».

Яаков не согласился. Написано: «И возвратился Лаван в свое место, а Яаков пошел своим путем». — Путем Торы.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…