Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Но все же, так как «Тора говорит языком людей», «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять», мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их «светами», чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов

Но все же, так как «Тора говорит языком людей»[1], «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять»[2], мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их «светами», чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов. В этом сравнении оно подобно единству света Солнца в теле солнечного шара с самим телом Солнца, который назван «светилом», как написано: «Большое светило и т. д.»[3]. А свечение и блеск, распространяющийся от него и светящий, называется «светом», как написано: «И назвал Б-r свет днем»[4]. А когда свет в источнике своем, в теле Солнца, он един с ним совершенным единством, ибо там только одна сущность — тело светящего светила. Свечение и свет там — единая сущность с телом светящего светила и совершенно не имеет особого существования. Точно таким же образом — и еще того более — [едины] атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость в мире Ацилут с Его сутью и сущностью, так сказать, облекающейся в них и соединяющейся с ними совершенным единством, ибо они от Него, благословенного, продолжены и эманированы, как, например, распространение света от Солнца, но не вполне таким же образом, а неким удаленным от нашего познания и превышающим его, ибо «пути Его выше наших путей»[5].

И все же, «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять», вслушаемся и рассмотрим сравнение о свете Солнца, который един со своим источником, и в нем не существует, и именем своим сам по себе [там] совсем не называется, а есть только имя источника. Так атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость определяются и называются так только по отношению к сотворенным, верхним и нижним, так как их возникновение, их жизненная сила и управление ими, [то есть то], что Всевышний, благословен Он, их создает, оживляет и управляет ими, [происходит] посредством Его желания, мудрости, понимания и знания, облекающихся в Его святые атрибуты, как сказано в мидраше[6]: «Десятью сущностями создан мир: мудростью, разумением и знанием… как написано: “Б-г мудростью основал землю, утвердил небеса разумением, и знанием Его разверзлись бездны и т. д.”[7]». И как сказал [пророк] Элиягу: «Ты вывел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот[8], чтобы управлять через них скрытыми мирами, которые не раскрываются, и мирами, которые явлены, а Ты скрываешься в них»[9].

Например, в первый из шести дней творения проявился атрибут доброты [Хесед], включающий в себя все святые атрибуты[10] Всевышнего, и Его желание, мудрость, понимание, знание были в нем облечены. И Он создал им свет речением: «Да будет свет»[11], а это — распространение света и привлечение его сверху в мир, и его распространение в мире из конца в конец, и это [сотворение света] — категория Хесед, и лишь потому, что в нее включена также и Гвура, свет этот не был духовного порядка, точно таким же, как свет в верхних мирах. И еще: он облекся в этот мир, конечный и ограниченный — ведь написано: «Пятьсот лет пешего пути от земли до неба и с востока на запад»[12]. И подобным образом во второй день проявился атрибут силы [Гвура], включающий в себя все остальные атрибуты и Его желание и т. д., и Он создал им небосвод речением: «Да будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от вод»[13]. И это [разделение вод] — Цимцум и ограничивающие силы, чтобы скрыть верхние духовные воды от нижних вод, дабы таким образом, отделившись от верхних вод, нижние воды материализовались. И в него [в атрибут силы] включен атрибут доброты, ибо «мир добротою строится»[14], ибо все это [разделение вод] для того, чтобы появилась суша, а на ней и человек для служения Всевышнему. И так ьсе [остальные атрибуты Всевышнего, благословен Он, проявились соответственно в каждом из дней творения]. И сказал о том [пророк] Элиягу в книге «Тикуним», там же: «Чтобы показать, как миром правят праведность и справедливость… праведность — это суд, а справедливость — милосердие… все [проявление атрибутов] для того, чтобы показать, какими путями ведется мир, но не потому, что у Тебя постижимая праведность, то есть суд, или постижимая справедливость, то есть милосердие, и [также] все прочие атрибуты».

К главе десятой

[1] Брахот, 316.

[2] Мехильта, Итро, 19:18; Мидраш Танхума, Итро, 13.

[3] Брейшит, 1:16.

[4] Брейшит, 1:5.

[5] Йешаягу, 55:9.

[6] Хагига, 12а; Ялкут Шимони, Мишлей, 3.

[7] Мишлей, 3:19,20.

[8] Сфирот называются одеяниями, потому что они облекают и скрывают Б-жественную сущность.

[9] Введение к книге Тикуней Зогар.

[10] Каждый атрибут включает в себя все остальные, а его название указывает на доминирующее качество.

[11] Брейшит, 1:3.

[12] Хагига, 13а.

[13] Брейшит, 1:6.

[14] Тегилим, 89:3.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…