Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Публикация отрывков из книги «Гадоль из Минска» — жизнеописание Рава Йерухам Йеуда Лейб Перельмана (1835-1896). Книга вышла в издательстве Швут Ами.

Когда я пришел к нему во второй раз, он встретил меня очень приветливо и воскликнул:

— Ну, прокурор, начинай свою обвинительную речь!

Я сказал:

— Сетуют на вас, мой господин, что вы неосторожны в своих речах и порой отвечаете собеседникам резко, с колкостями, не считаясь с их самолюбием. И это не добавляет вам уважения, не притягивает к вам сердца и не способствует миру в общине, ведь обиженные навсегда запомнят ваши слова. Так, например, один богач просил вас оказать ему честь и временами заходить к нему в гости, как это делали прежние раввины. Но мой господин ответил ему: «Сказано: “Все спешат к порогу раби Йеуды Анаси” и сказано: “Многие ищут милости у щедрого”[1]». Некоторые присовокупляют еще, что богач возразил: Ведь написано: «Следуй за большинством»[2], а мой господин отпарировал: «Не следуй за большинством на зло»[3] (здесь раввин перебил меня и сказал: «Эта добавка выдумана. Я такого сроду не говорил»).

Я продолжил:

— Как-то на большом собрании один из наших самых больших богачей сказал вам по поводу некого дела: «Почему, наш наставник, вы сделали так и так? Надо было поступить эдак и эдак». На это мой господин ответил ему: «Я был приглашен раввином, чтобы у меня спрашивали, как следует поступить, а не чтобы я спрашивал у других». Разве подобные речи не свидетельствуют о гордыне и чванстве — качествах, не подобающих мудрецам?

Раввин ответил:

— Верно, такое я говорил — говорил и буду говорить! «На Небесах мой Свидетель»[4], что все это было сказано не в порыве раздражения и не из честолюбия, но чтобы возвысить авторитет раввинской должности — не позволить подчинить раввина, подмять его под себя. Я слышал, да и видел своими глазами, как богачи, распоряжаясь денежными фондами, захватывают власть над общиной и с пренебрежением относятся ко всем, кто от них зависит и кому они помогают. И даже большие знатоки Торы, когда они обращаются к этим богачам и посещают их, вынуждены подчиняться их воле, унижаться перед ними и невольно льстить им. И я сказал себе: «Если и я стану рабом этого племени — племени богачей — и поддамся их давлению, то и мое звание раввина будет унижено, и я сам буду грешен перед общиной и обесчещен в глазах людей. Поэтому, когда я слышал упомянутые тобой высказывания и распознавал в них попытку приручить меня, заставив ходить проторенными путями, я стремился сразу разрубить гордиев узел — мечом, показать, что таким путем им ничего не удастся достичь. Я — слуга общины, а не отдельных лиц, кто бы они ни были».

Я возразил:

— Даже если ваши объяснения и доводы обоснованы, я их не принимаю. Ведь сказал мудрейший из людей: «Иные говорят — словно удары меча, а язык мудрых исцеляет»[5]. Давайте посмотрим, о чем в этом стихе идет речь. Если мы скажем, что «иные» рубят мечом, разговаривая с недругом, а «язык мудрых исцеляет» только друзей, то получится, что вся разница в собеседнике, а не в самом человеке. Если же в обеих случаях речь идет о беседе с недругом, то мы видим, что «иные» — и таких «иных» очень много — отвечают «ударами меча», как и следует — воздавая недругу по заслугам, мерой за меру. Однако мудрые стараются вести разговор приветливо и спокойно, отвечают мягко и сдержанно, чтобы остудить не в меру горячего собеседника, а не распалять и не растравлять его — т.е. даже недругов «язык мудрых исцеляет». Это благо и для самого человека и для его оппонента, как сказано: «Кротость сглаживает великие грехи»[6] — это радость и для Б-га, и для людей.

Раввин ответил:

— Возможно, ты прав, так и следует поступать. Но я не большой знаток политеса, и отшлифовывать фразы — не мое ремесло. То, что мне приходит на ум, я и произношу — без ретуши и без грима.

На этом завершилась наша вторая беседа.

 

 

 


 

[1] Мишлей 19:6. Т.е. поскольку «все спешат» к раввину, главе общины, и только «многие» — к богачу, богач должен приходить к раввину, а не наоборот.

[2] Ср. Шмот 23:2. Т.е. раввин должен следовать за «многими», потому что их большинство.

[3] Шмот там же.

[4] Йов 16:19.

[5] Мишлей 12:18.

[6] Коэлет 10:4 («Если гнев властителя поднимется на тебя, то не покидай своего места, ибо кротость сглаживает великие грехи»).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…