Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

«Зачем я приехал в этот Израиль? Хочу вернуться в Россию, здесь мне все не нравится!» — услышал я жалобу от одного московского знакомого во время застолья, которое я устроил в нашей иерусалимской квартире в честь его приезда в Израиль в 1986 году.

Честно говоря, я сначала опешил, но потом ответил: «Когда я впервые прочитал, что после Исхода евреи захотели не идти в Израиль, а вернуться в Египет, то отказался в это поверить. Неужели евреи преодолели все страдания рабства и чудом вырвались на свободу лишь для того, чтобы добровольно вернуться в Египет? Однако ваши слова подтверждают истинность Торы, эта история действительно могла иметь место!»

Почему моему знакомому ничего не нравилось в Израиле? Он был сыном высокопоставленного советского функционера и изначально не хотел никуда уезжать. Приехав в Израиль из-за сына (который в дальнейшем стал одним из самых выдающихся русскоязычных раввинов страны), он видел лишь то, что хотел видеть — только отрицательное.

Конечно, мы можем понять и простить его, однако этот рассказ Торы все же вызывает у нас вопрос. Почему разведчики, которых послал Моисей, чтобы «исследовать землю Ханаан», вернувшись, начали уговаривать народ не входить в Израиль? Тем более что Всевышний приказал Моисею «отправить по человеку от каждого колена их отцов, самых выдающихся среди них». Раши комментирует, что люди эти были самые «почтенные и достойные». Как же могли эти самые почтенные и достойные оклеветать землю Израиля?

«И тогда они оклеветали Землю перед сынами Израиля: Эта земля истребляет своих жителей». (Бамидбар 14:31—32).

В чем же смысл слов разведчиков: Эта земля истребляет своих жителей?

Мудрецы Талмуда объясняют, что куда бы разведчики ни приходили, всюду ханааниане были заняты похоронами и не обращали на них никакого внимания. Всевышний совершил для разведчиков великое чудо, таким образом предоставив им возможность беспрепятственно путешествовать по всей стране. В действительности ханааниане знали, что евреи вышли из Египта, и опасались их возвращения в Израиль. Они серьезно готовились к войне и собирались схватить любого разведчика, которого евреи могли отправить, чтобы исследовать землю Ханаан. Даже сорок лет спустя, когда Йехошуа бин Нун (Иисус Навин) отправил не двенадцать, а всего двух разведчиков, то за ними сразу же началась погоня в городе Иерихон.

Так почему же вместо того, чтобы благодарить Всевышнего за то, что местные жители были заняты похоронами, и они смогли беспрепятственно пройти по всей стране, разведчики начали жаловаться: здесь опасно жить, «эта земля истребляет своих жителей»? Потому что они видели в Израиле лишь то, что хотели видеть! Они искали не достоинства страны, а ее недостатки, потому что изначально не хотели в нее идти. Почему?

Книга «Зохар» объясняет, что разведчики были людьми высокого духовного уровня и обладали пророческим даром, благодаря которому им открылось будущее: они, лидеры народа в пустыне, не удостоятся сохранить свои позиции лидеров в стране Израиля. Потому, вернувшись из Земли Обетованной, они отговаривали евреев идти в Израиль, аргументируя это заботой о благе народа, трудностями войны с сильным врагом, опасностью жизни в Израиле. Однако все это были отговорки, действительная причина состояла в их личной заинтересованности!

Неужели «почтенные и достойные» люди поставили свой шкурный интерес выше интересов народа? Глубина ответа книги «Зохар» и состоит в том, что личная заинтересованность, подобно взятке, «ослепляет глаза мудрых» (Дварим 16:19).

Когда разведчики пришли в Израиль, то, возможно, даже не отдавая себе в этом отчет, видели лишь отрицательное, потому что хотели это видеть! Возможно, что они не признавались даже себе в том, что они не объективны, а истинной причиной их решения являются не приводимые ими доводы о благе народа, а их личная заинтересованность сохранить власть.

Так как же научиться человеку видеть реальность, а не то, что ему хочется видеть в свете своей личной заинтересованности?

Прежде всего, признаться себе в том, что проблема нашей субъективности действительно существует, стоит перед каждым из нас, и стремиться ее преодолеть. Моисей молился о своем ученике Хошеа (на иврите — спасет), изменив его имя на Йехошуа (будет спасен). Раши комментирует это словами Талмуда: Моисей молился: «Да спасет тебя Всевышний от (дурного) совета разведчиков». Калев, глава колена Ехуды, также не поддался дурному влиянию, потому что молился о себе на могилах праотцев в Хевроне.

Велика награда за преодоление субъективности! Из всего поколения евреев, вышедших из Египта, лишь Йехошуа и Калев удостоились войти в Израиль! На территории колена Биньямина (из потомков Рахели, как и Йеошуа - прим. ред.) был построен Иерусалимский Храм, а династия царя Давида вышла из колена Ехуды. Десять колен Израиля исчезли с разгромом Северного царства, а эти два колена объединились в Южном царстве и стали родоначальниками всех сохранившихся до наших дней евреев.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…