Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О похоронах, О рабах, Об ущербах

231-я заповедь — повеление хоронить убитых по приговору суда в день казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Погреби его в тот же день» (Дварим 21:23). И сказано в Сифри (Ки тэце): «Погреби его…» — заповедь «делай».

И тот же закон действует по отношению к остальным умершим — т.е. любого умершего еврея следует похоронить в день его смерти. Поэтому умершего, о погребении которого некому позаботиться, называют мет мицва (заповеданный умерший) — т.е. каждому еврею заповедано похоронить его, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: «Погреби его…».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (46-47б).

232-я заповедь — повеление, которым нам заповедан закон о рабе-еврее. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если приобретешь раба-еврея, шесть лет он будет тебе служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шмот 21:2).

Значительная часть законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняется в самих стихах Торы. А все законы и правила, связанные с этим, разъяснены в начале трактата Кидушин (8а,14б-18а,20-22б).

233-я заповедь — повеление, чтобы господин, купивший рабыню-еврейку, брал ее в жены себе или своему сыну. И это заповедь «предназначения в жены». И ясно сказали мудрецы (Мехильта, Мишпатим): «Выполнить заповедь о предназначении в жены предпочтительнее, чем заповедь о выкупе (Д 234), ведь сказал Он, да будет Он превознесен: “Если она неугодна своему господину, который должен был предназначить ее для себя, пусть позволит выкупить ее…”» (Шмот 21:8).

И знай, что законы о рабе-еврее и рабыне-еврейке применяются только тогда, когда применяется закон о йовеле (юбилейном годе).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (18:20а).

234-я заповедь — повеление выкупать рабыню-еврейку. И об этом Его речение: «Пусть позволит выкупить ее…» (Шмот 21:8). И с этим выкупом связаны многочисленные законы, условия и правила, которые разъяснены в трактате Кидушин (19а). И там (3б-5а,11б-12а,14б-20а) полностью приведены законы о рабыне-еврейке. И ясно сказано в Мехильте (Мишпатим): «Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости…» (Шмот 21:10) — предназначь ее в жены себе или своему сыну или предоставь ей возможность выкупа.

235-я заповедь — повеление, в котором заповедан закон о рабе-иноземце (эвед кнаани): повеление порабощать его навсегда — так, чтобы он мог выйти на свободу только, если господин, нанеся ему побои, выбил ему зуб или глаз или, как разъясняется в устной традиции (Кидушин 24б), лишил его любого другого органа, который не восстанавливается.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…У народов, которые вокруг вас, покупайте раба и рабыню… И передавайте их в наследство вашим сыновьям после себя…— навсегда их порабощайте» (Ваикра 25:44-46). И Он сказал: «И если кто-то ударит своего раба или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на свободу за глаз его. И если он выбьет зуб своего раба или рабыни, пусть отпустит он раба на свободу за зуб его» (Шмот 21:26-27).

И сказано в трактате Гитин (38а): «Каждый, кто освобождает своего раба (по другой причине, не связанной с повреждением органа), преступает заповедь “делай”, ведь написано: “Навсегда их порабощайте”. Но сама Тора повелевает освобождать “за зуб” и “за глаз”».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактатах Кидушин (22б-25а,67б,72б) и Гитин (8б-13б,37б-45а).

236-я заповедь — повеление, содержащее закон о нанесшем побои другому еврею. И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:18-19): «Если будут ссорится люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель… то ударивший его …пусть заплатит за перерыв в его работе и полностью его вылечит его (или заплатит за соответствующее лечение)». Это один из законов, которые называются «законы о штрафах». И есть стих, объединяющий все законы о штрафах, — это Его речение, да будет Он превознесен: «А человек, который нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» (Ваикра 24:19-20) — здесь, согласно нашей традиции, имеется в виду, что он должен внести денежную компенсацию, соответствующую нанесенному ущербу. И даже если он только опозорил другого (не причинив ему никакого физического ущерба), с него взимают компенсацию, предусмотренную для подобного случая.

И знай, что все эти законы о штрафах, касающиеся увечий, нанесенных человеку человеком, и увечий, нанесенных чьей-либо скотиной человеку или другой скотине, — все эти дела может рассматривать и выносить по ним решение только суд мудрецов, получивших полномочия на это (смиху) в Земле Израиля (цепь передачи смихи была прервана спустя четыре столетия после разрушения Второго Храма).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава кама.

237-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела об убийстве быком человека или быка, принадлежащего другому владельцу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то бык пусть будет побит камнями… Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут живого быка, и разделят пополам деньги; также и стоимость убитого быка пусть разделят пополам…» (Шмот 21:28-32,35-36).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в шести первых главах трактата Бава кама.

238-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела о ямах (ставших причиною гибели скота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если раскроет кто яму или выкопает яму и не прикроет ее, — и упадет туда бык или осел, хозяин ямы должен заплатить, деньгами возместит он ущерб…» (Шмот 21:33-34).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей (27-31б) и 5-ой главах трактата Бава кама.

239-я заповедь — повеление, содержащее законы о воре: с него взимается двойная стоимость украденного или четырехкратная (если он украл овцу) и пятикратная (если украден бык) стоимость; или, если вор был замечен при попытке пробраться через подкоп, хозяину разрешено убить его; или он продается в рабство — все законы о воровстве, согласно разъясненному в Писании (см. Шмот 21:37, 22:1-3).

А все частности законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама, в 8-ой главе трактата Санхедрин (71аб), в 3-ей главе трактата Бава меция (33б-34б) и в отдельных местах трактатов Ктубот (30б-34б,41а), Кидушин (14б-15а,18а,43а,58б) и Швуот (33а,36б, 37б,42б,49аб).

Двести сороковая заповедь — повеление, содержащее закон о потраве поля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если кто-то потравит поле или виноградник, пустив свой скот на чужое поле, то лучшим полем своим и лучшим виноградником своим пусть заплатит» (Шмот 22:4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама и в 5-ой главе трактата Гитин (48б-50а).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…