Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы знаем, что все события, касающиеся развития мира и человечества, зашифрованы различными способами в Торе.

Мы знаем, что все события, касающиеся развития мира и человечества, зашифрованы различными способами в Торе. Несомненно, для еврея, соблюдающего заповеди, все сказанное в Торе — абсолютная истина, наполненная Б-жественной мудростью.

Но люди более далекие от Торы, частично соблюдающие заповеди или вообще незнакомые с еврейской традицией, услышав об абсолютной истинности учения Творца, возражают: «Но посмотри вокруг — сколько проблем! Сложно заработать деньги, излечиться от болезней, дать детям хорошее образование. Это не говоря уже о возможных войнах, терроризме и природных катастрофах. А вы твердите о заповедях, морали и духовном совершенствовании, будто это самое важное из всего существующего на земле».

Актуальность Торы для каждого человека и для всего мира можно увидеть в самых разных плоскостях жизни. Попробуем рассмотреть отражение слов Торы в политической ситуации современного мира.

Талмуд и его комментаторы объясняют, что среди всех народов мира, кроме евреев, выделены еще два. Праотцем одного из них был Ишмаэль, сын Авраама; другого — Эсав, внук Авраама, сын Ицхака. Мудрецы объясняют, что Ишмаэль олицетворяет древнее персидское царство, а Эсав — Рим.

Написано, что римское царство распространяет свое влияние на многие народы. (Для более правильного понимания нашей темы необходимо отметить, что еврейские книги, затрагивающие вопросы развития мировой истории, всегда объясняют суть вещей и не пытаются предсказать внешнюю сторону или детали конкретной ситуации.) В данном случае распространение европейской цивилизации, основой которой является католическая церковь с центром в Риме, и есть распространение царства Эдома (Эсава).

Комментаторы говорят, что главной отличительной чертой империи Эсава является культивирование и распространение понятий чести и славы. Основная идея — превозношение человеческого достоинства различными способами. Здесь и евангельская идея Б-га-сына и соответственно колоссальный почет к служителям этого божества: кардиналам и епископам; торжественнейшие церемонии коронаций монархов и князей. Но главное, конечно, не во внешних атрибутах роскоши: драгоценностях, перьях на шляпах и шпагах, а в создании особенной иерархической системы, которая не разделяет общество на касты неким примитивным варварским законом, а, наоборот, основывает принадлежность к высшему классу на неких «истинных» достоинствах человека, которому предложено множество способов отличиться, подняться вверх по ступеням общественной лестницы и сделать карьеру. Вот этот дух свободы и раскрепощенности, с одной стороны; иерархическая общественная лестница, с другой; духовные ценности: красота преданность монарху, с третьей, и составляют суть царства Эсава.

Комментаторы объясняют, что Эсав претендует на то место в истинной духовной иерархии, которое занимает Яаков. Можно сказать, что вся вышеописанная нами империя Эсава призвана конкурировать с духовным царством Яакова. И хотя даже части этой империи обладали и обладают колоссальным силовым потенциалом: финансовым и военным, их главный флаг — это, как мы уже объяснили, культивирование чести.

Если мы заглянем в историю европейской цивилизации, захватившей Америку, значительную часть Азии, Австралию и различными способами контролирующую весь мир, то увидим, что место Ишмаэля в этой схеме взаимоотношений наций и государств непонятно. Еще полсотни лет назад разговор о каком-то доисторическом Ишмаэле, сыне Авраама, которому Тора приписывает колоссальную историческую роль был практически невозможен. В те времена умный и образованный собеседник сказал бы нам: «Я знаю, что есть мусульмане. Может быть, это потомки того самого Ишмаэля. Они заселяют какие-то азиатские пустыни и ездят на верблюдах, но их значение в современном мире ничтожно».

Еще совершенно недавно было непонятно, как может исламский мир противостоять хотя бы одной значительной европейской стране. В течение последних нескольких десятилетий мы являемся свидетелями колоссального подъема арабских народов во всех отношениях. Каким-то чудесным образом возник целый ряд факторов, укрепивших их положение на политической арене мира. Здесь и нефть, и оружие. И сейчас мы вспоминаем слова комментаторов, которые говорят, что главная отличительная черта царства Ишмаэля — это сила. Имеется в виду не то, что они сильнее, чем Европа, а то, что употребление силы — это их способ самоутверждения. Люди старше 40 лет помнят, как исламские террористы захватывали самолеты с заложниками, предъявляя различные требования. Обычно они требовали освобождения заключенных террористов и, как правило, редко использовали оружие против заложников. Теперь ситуация стала гораздо более агрессивной. Уже многие годы любой теракт — это обязательно массовые жертвы. Появление террористов-смертников говорит о развитии и подъеме террористического исламского движения.

Многие специалисты: психологи и социологи — предлагали различные объяснения этому явлению: специальные психологические технологии воздействия, наркотики, безысходная нищета и так далее. Постепенно стало понятно, что все эти доводы не объясняют сути явления, так как тысячи людей, среди которых есть бедняки и богачи, молодые парни и красивые женщины, отцы семейств и подростки, готовы умереть подобным образом. А значит, причина исламского терроризма, как говорит Тора, в том, что: «Ишмаэль — дикий человек».

Смысл этого высказывания стоит объяснить. По мнению мудрецов, Ишмаэль перенял у Авраама очень сильную веру в Творца, но египетское происхождение его матери стало корнем, придавшим его вере дикую необузданную форму. Современная реальность подтверждает слова Торы.

Мы видим, что все притязания мусульман и вся их борьба имеет религиозную окраску. Джихад — священная война и слова: «Аллах Акбар» — «Велик Г-сподь» — два основных термина современной исламской реальности, которые являются движущей силой всей деятельности мусульманских террористов. С ее кровавыми последствиями уже хорошо знакомы и Америка, и Европа. Вместе с тем нетрудно предположить, что эскалация противостояния Ишмаэля и Эсава впереди.

В самом начале нашей статьи мы говорили о недоумении человека по поводу места такой абстрактной Торы в нашем прагматическом мире. Подобное недоумение можно понять, когда твое существование обосновано наличием хорошей работы и относительным здоровьем. И тогда ты можешь зарабатывать и тратить, развлекаться и получать наслаждение от жизни.

Но на фоне надвигающегося противостояния двух противоположных сил вырисовывается иная картина будущего, которое может вторгнуться в нашу жизнь в гораздо более грубой форме, чем пришли в мирную Европу Первая и Вторая Мировые войны. Пророки предсказывают, что это может произойти накануне прихода Машиаха.

Приход Машиаха сравнивается с рождением человека. Чем ближе появление младенца, тем сильнее и сильнее становятся родовые схватки, и усиливается боль. Когда почти уже невозможно терпеть — рождается ребенок.

Период, предшествующий появлению Машиаха, в Талмуде называется родовыми схватками. Мудрецы спрашивают: «Что может сделать человек, чтобы спастись в тот час? Пусть он займется Торой и добрыми делами». Наверное, они имели в виду не только физическое спасение, но и то, что Тора и добрые дела способны поднять духовный уровень человека. Наши мудрецы предполагали, что во времена, предшествующие приходу Машиаха, материальное займет в жизни человека главенствующее положение, а уровень духовности невероятно снизится. Боль от этого уничижения души они сравнили с болью роженицы и сказали нам, что лишь Тора и добрые дела могут помочь.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…